Как англосаксы помогали СССР во пора войны

Новость опубликована: 21.04.2017

Как англосаксы помогали СССР во время войны

 

О поддержки союзников СССР в годы Второй мировой войны говорить много не принято. Однако она была, и была немалая. И не лишь в рамках ленд-лиза. Советским войскам доставлялось питание, медикаменты, военная техника. Как известно, от любви до ненависти всего одинешенек шаг. Особенно в политике, где вполне позволительно улыбаться тем, кого вчера поносил  как исчадий ада. Вот и мы, если откроем газету «Правда» за 1941 год (до 22 июня) то разом же узнаем, какие американцы и англичане были плохие. Морили голодом собственное население и развязали войну в Европе, тогда как канцлер германского народа Адольф Гитлер итого лишь защищается… Ну, а еще раньше в «Правде» можно было найти даже слова о том, что «фашизм помогает росту классового самосознания пролетария класса»…
 

                                            А потом стали резко хорошие…

 

Но вот наступило 22 июня 1941 года и уже буквально на следующий день «Истина» вышла с сообщениями о том, что Уинстон Черчилль обещал СССР военную помощь, а президент США разморозил советские вклады в американских банках, заледенённые после войны с Финляндией. И все! Статьи о голоде среди британских рабочих исчезли в один миг, а Гитлер из «канцлера германского народа» обратился в людоеда.
 

                                             Конвой «Дервиш» и другие

 

Конечно, мы не знаем о всех тех закулисных переговорах, имевших место в то время; даже рассекреченная переписка Сталина с Черчиллем всех нюансов этого сложного этапа нашей общей истории не открывает. Но есть факты, показывающие, что помощь англо-американские союзники СССР начали оказывать если и не разом, то в достаточной степени своевременно. Уже 12 августа 1941 года из бухты Лох-Эве (Великобритания) вышел караван судов «Дервиш». На первых транспортах конвоя «Дервиш» 31 августа 1941 года в Архангельск было привезено десять тысяч тонн каучука, около четырех тысяч глубинных бомб и магнитных мин, пятнадцать истребителей типа «Харрикейн», также 524 военных пилотов из 151-го авиакрыла двух эскадрилий королевских военно-воздушных сил Великобритании. Позднее на территорию СССР прибыли летчики даже из Австралии. Итого между августом 1941 года и маем 1945 года насчитывалось 78 конвоев (хотя в интервалах между июлем и сентябрем 1942 года и мартом и ноябрем 1943 года конвои не ходили). В сумме возле 1400 торговых судов доставили в рамках программы ленд-лиза важные военные материалы в СССР. 85 торговых кораблей и 16 боевых кораблей ВМФ Великобритании (2 крейсера, 6 эсминцев и 8 других эскортных судов) были потеряны. И это лишь лишь северный маршрут, потому, что грузовой поток шел также через Иран, через Владивосток, а самолеты из США напрямую перегонялись в Сибирь с Аляски. Ну, а после все та же «Правда» сообщала, что в честь побед Красной Армии и заключении соглашений между СССР и Великобританией британцы разворачивают общенародные гуляния.
 

                                           Не только и не столько конвои!

 

Советский Союз получал помощь от союзников не только по ленд-лизу. В США был организован «Комитет поддержки русским в войне» (Russia War Relief). «На собранные деньги комитет приобретал и направлял Красной Армии, советскому народу снадобья, медицинские препараты и аппаратуру, продукты питания, одежду. Всего за время войны Советскому Союзу была оказана поддержка на сумму более полутора миллиардов долларов». Аналогичный комитет под руководством жены Черчилля действовал в Англии, и он тоже закупал для поддержки СССР медикаменты и продовольствие.
 

                                          Когда «Правда» писала правду!

 

11 июня 1944 года газета «Правда» поместила знаменательный материал на всю полосу: «О поставках Советскому Альянсу вооружения, стратегического сырья, промышленного оборудования и продовольствия Соединенными Штатами Америки, Великобританией и Канадой», причем его тут же перепечатали все советские газеты вплоть до здешних и даже газет отдельных танковых армий. В нем подробно сообщалось, сколько всего нам было послано и сколько грузов в тоннах плывет морем на момент выхода газеты! Перечислялись не лишь танки, пушки и самолеты, но и каучук, медь, цинк, рельсы, мука, электромоторы и прессы, портальные краны и технические алмазы! Армейской обуви – 15 млн. пар, 6491 металлорежущий станок и немало чего еще. Интересно, что в сообщении делалось точное разделение, сколько куплено за наличный расчет, то есть до принятия программы ленд-лиза, и сколько прислано уже после. Уместно, именно то, что в начале войны многое закупалось за деньги и породило бытующее до сих пор мнение о том, что весь ленд-лиз к нам шел за деньги, причем за золото. Нет, многое оплачивалось «возвратным ленд-лизом» – сырьем, однако расчет был отложен до конца войны, поскольку все, что уничтожалось в ходе военных действий, оплате не подлежало! Ну, а зачем такая информация была необходима именно в это время – понятно. Хороший PR – всегда полезная вещь! С одной стороны граждане СССР узнали, как много нам итого поставляют, с другой – то же самое узнали ведь и немцы, и тех ну просто не могло не охватить уныние. Насколько этим цифрам можно верить? Очевидно, что можно. Ведь если бы они содержали неверные данные, то едва лишь германская разведка это бы выяснила, хотя по кое-каким показателям, как она могла бы объявить пропагандой и все остальное и, разумеется, Сталин, давая разрешение на публикацию этих сведений, не мог этого не соображать!

 

                                          И количество и качество!

 

В советское время технику, поставлявшуюся по ленд-лизу, было принято ругать. Но… стоит почитать ту же «Правду» и в частности статьи знаменитого пилота Громова про американские и английские самолеты, статьи про те же английские танки «Матильда», чтобы убедиться – в годы войны все это оценивалось совершенно не так, как после ее окончания! А как можно оценить мощные прессы, на которых штамповали башни для танков Т-34, американские сверла с корундовыми наконечниками или технические алмазы, каких советская промышленность не производила вообще?! Так что количество и качество поставок, равно как и участие зарубежных технических специалистов, военных моряков и пилотов было очень даже заметным. Ну, а потом в это дело вмешалась политика, послевоенная конъюнктура, и все, что было в годы войны неплохо, одним лишь росчерком руководящего пера сразу стало плохо!


Ответить