Как девица с вокальным талантом стала героиней-летчицей
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки
Как девица с вокальным талантом стала героиней-летчицей
Как девица с вокальным талантом стала героиней-летчицей

Как девушка с вокальным талантом стала героиней-летчицей

Имена героев минувшей эпохи исподволь стираются из памяти новых поколений. На вопрос «В честь кого названа улица Марины Расковой?» большинство недоуменно пожимают раменами. «Какая-то героиня», — неуверенно произносят самые смелые.

А были времена, когда Марина Раскова была образцом для подражания миллионов девушек Советского Союза. Летчица, одна из первых женщин, удостоенных звания Героя Советского Альянса, была кумиром эпохи.

В детстве Марине прочили совершенно иную судьбу, видя в ней потенциальную оперную певицу. Она родилась в Москве 28 марта 1912 года. Папой ее был Михаил Дмитриевич Малинин, артист оперы, антрепренер, вокальный педагог. Мама Марины работала учительницей.

Михаил Малинин приметил в дочери талант певицы и стремился его развивать. Марина была поздним ребенком, и отец в дочке души не чаял. Но в 1919 году случилась трагедия — 66-летний Малинин был сшиблен мотоциклистом. Травмы оказались смертельными.

В семье стало катастрофически не хватать денег. Когда Марине исполнилось 17 лет, она основы работать лаборанткой на Бутырском химическом заводе. Девушка рано вышла замуж. Супругом стал сослуживец, инженер Сергей Расков, фамилию какого Марина будет носить до конца жизни. Вскоре в семье родилась дочь, которую назвали Таней.

Музыка манила Марину, она даже обучалась в консерватории, однако пойти по этому пути ей было не суждено. В 1932 году Раскова стала лаборанткой аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.

В ее долги, в частности, входило приносить на лекции навигационные приборы, и поначалу даже их названия приводили Марину в ужас. Девушка, однако, обнаружило упорство, освоив не только названия приборов, но и их применение.

1930-е годы в СССР были временем авиационной романтики. Марина Раскова тоже «захворала» небом, решив стать штурманом. Подобных прецедентов не было, но преподаватели академии, оценив настойчивость девушки, взялись ей помогать в освоении необходимых объектов.

В 1934 году Марина Раскова, на «отлично» сдав экзамены, получила специальность авиационного штурмана. Почти сразу после сдачи испытаний ей была поручена задача по проведению масштабной аэрофотосъемки, необходимой для устройства пассажирской гидроавиалинии Одесса — Батуми. С заданием штурман Раскова управилась блестяще.

В 22 года она стала инструктором по штурманскому делу в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.

Но Марине было немного и этого. Она получила у руководства разрешение на прохождение обучения в школе лётчиков при Центральном аэроклубе. В 1935 году она окончила ее и за штурвалом самолета зачислила участие в авиационном параде в честь Первомая.

Среди этих радостных событий произошло и одно не самое приятное — осенью 1935 года Марина расплодилась с мужем. Инженер Расков интересов жены-летчицы не разделял.

Во второй половине 1930-х Марина Раскова участвует в дальних перелетах. В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении всемирного авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году — в установлении двух мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.

Но основным в ее жизни становится перелет по маршруту Москва — Дальний Восток, совершенный в составе женского экипажа.

Летом 1938 года позволение на подобный перелет получила одна из лучших советских летчиц Валентина Гризодубова. Вторым пилотом стала ее извечная соперница и конкурентка в войне за авиационные рекорды Полина Осипенко. Кандидатура штурмана напрашивалась сама собой — женщины в этой профессии опытнее, чем Марина Раскова, попросту не было.

Самолёт АНТ-37 «Родина» с женским экипажем взлетел с подмосковного аэродрома в Щёлкове 24 сентября 1938 года. Произнести, что полёт складывался трудно, это значит не сказать ничего. Почти сразу «Родина» оказалась в густом слое облаков, и вести аэроплан штурману Расковой приходилось исключительно по приборам.

Затем началось обледенение. Чтобы сбить лёд с лопастей пропеллера, лётчицы до предела повысили обороты винта. Самолёт летел в условиях почти непрекращающейся болтанки.

После того как «Родина» прошла Урал, радиосвязь сделалась обрывочной, а затем пропала вовсе.

В этих условиях лётчицы миновали и Хабаровск, и Комсомольск-на-Амуре. Когда из облачности всё-таки удалось вырваться, очутилось, что самолёт летит уже над Охотским морем.

Гризодубова развернула «Родину» к берегу, однако шансов на благополучный исход становилось всё меньше — у аэроплана заканчивалось горючее. Когда топлива осталось на полчаса, командир приняла решение совершить вынужденную посадку в тайге.

Проблема, однако, была в том, что такая посадка угрожала верной гибелью штурману, стеклянная кабина которого находилась впереди внизу. Поэтому Расковой была отдана команда скакать с парашютом.

Марина приземлилась в глухой тайге, где на несколько суток пути не было ни одного человека. С револьвером, ножом и двумя плитками шоколада штурману Расковой предстояло спасать себя самой. Распугивая диких зверей, превозмогая ночной мороз, Марина шла 10 дней, пока не встретила людей.

Москва встречала женский экипаж с восторгом. За выполнение этого перелёта и обнаруженные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне было присвоено звание Героя Советского Альянса с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда» № 106.

После этого перелета, проходя лечение в больнице, Марина написала книжку «Записки штурмана». Ее боготворили, для девчонок она стала живым примером. А «примеру» было всего-то 26 лет.

Марина Раскова с 1938 года являлась офицером Алой Армии, одновременно находясь и в штате НКВД — она работала в Особом отделе, занимавшимся авиацией.

Когда началась Великая Отечественная брань, Раскова выступила с идеей создания подразделений, составленных из женщин-летчиц. К этому предложению поначалу отнеслись скептически, но майор Раскова впустила в ход весь свой авторитет и влияние. Ей удалось добиться положительного отзыва на предложение от самого Сталина, после чего труд по формированию женских авиачастей была начата.

В конце октября 1941 года в городе Энгельс была сформирована авиагруппа из трех полков: 586-го истребительного (самолеты Як-1), 587-го бомбардировочного (самолеты Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного (самолеты По-2). 588-й полк впоследствии получил знаменитое кличка «Ночные ведьмы».

Ирина Рако­больская – крайняя справа. «Женщина может всё!» После войны «ночная ведьма» сделалась профессором физикиПодробнее
Женщина, достойная уважения

Сама Марина Раскова стала командиром 587-го авиаполка, во главе какого выполняла задания по нанесению бомбовых ударов по гитлеровцам.

Судьба сложилась так, что смерть настигла эту смелую женщину не на фронте. 4 января 1943 года подразделение Расковой возвращалось на фронт после переформирования в тылу. В сложных метеоусловиях аэроплан Марины Расковой потерпел катастрофу близ Саратова, недалеко от села Михайловка Саратовского района. Ей было всего 30 лет.

Вначале Марину Раскову похоронили в Саратове. Затем ее останки были кремированы, перевезены в Москву и торжественно захоронены в Кремлевской стене.

В сентябре 1943 года 587-й бомбардировочный авиаполк, каким она командовала, приказом Народного комиссара обороны был переименован в 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный имени Марины Расковой Борисовский орденов Суворова и Кутузова полк. В 1944 году Марина Раскова посмертно была вознаграждена орденом Отечественной войны I степени.

Особенность нашего времени заключается в том, что большинство прохожих на улицах Москвы скажут вам о том, кто такая Ольга Бузова, но ничего не припомнят о Марине Расковой. Все-таки правильнее, чтобы было наоборот.

>