Как «Целая Россия» воевала с коммунистами в Гражданской войне

Новость опубликована: 28.05.2019

Как «Целая Россия» воевала с коммунистами в Гражданской войне

Как «Целая Россия» воевала с коммунистами в Гражданской войне

По данным историков, на фронтах Гражданской войны на стороне белогвардейцев действовали свыше 70 бронепоездов, и «Целая Россия» считается первой тяжелой железнодорожной боевой машиной, состоящей на вооружении Добровольческой армии.

В составе 1-го бронедивизиона

Леонид Амирханов в своей труду «Броненосцы железных дорог» писал, что в составе Вооруженных Сил Юга России (ВСЮР) к концу 1919 года было 10 бронедивизионов. В первоначальный из них входили легкие бронепоезда «Генерал Алексеев» и «Вперед, за Родину!», а также тяжелый «Единая Россия». Командовал дивизионом полковник Иван Скопин.

Грядущую «Единую Россию» (поначалу бронепоезд имел название «Батарея дальнего боя») собрали летом 1918 года на станции Тихорецкой, используя в качестве составных долей трофейные бронеплощадки, отбитые у Красной Армии.

Боевой путь «ЕР»

Автор ряда работ по военной истории Александр Широкорад в книжке «Чудо-оружие Российской империи» упоминал о том, что «Единой Россией», когда боевую машину переименовали в 1919 году, командовал уже полковник Владимир Карпинский. Бронепоезд был вооружен 6/45-дюймовой береговой пушкой Канэ (при 45-градусном угле дальнобойность пальбы модернизированными фугасами снаряд мог достигать цели на расстоянии в 18 км), корабельной 102/60-мм пушкой (максимальная дальность стрельбы – свыше 16 км). Кроме того, «ЕР» имел пулеметную бронеплощадку с 6 бортовыми пулеметами и 2 башни, где было введено еще по пулемету.

Широкорад, в частности, пишет, что «ЕР» в 1919 году успешно действовал в Луганской области. Благодаря бронепоезду, в феврале был спасен одинешенек из батальонов 1-го Марковского полка, «Единой России» удалось выйти победителем в сражении с двумя бронепоездами Красной Армии и поворотить вспять красную пехоту.

Второй географический район сражений Гражданской войны, где принимал участие бронепоезда «Единая Россия», – округи Царицына. Здесь «ЕР» противостоял не только бронепоездам и пехоте противника, но и его речным флотилиям – Волжской и Каспийско-Астраханской. В результате этого самого крупного за всю историю Штатской войны сражения бронепоездов корабли флотилий, вооруженные морскими дальнобойными орудиями, вынуждены были отойти.

Еще один эпизод успешного использования тяжкого бронепоезда под Царицыном Александр Широкорад описывает как совместную операцию, в которой помимо «Единой России» и другой, более легкой железнодорожной бронемашины, принимали участие танки белогвардейцев. Историки упоминают также применение «ЕР» во взятии Курска Добровольческой армией в сентябре 1919 года. Кандидат исторических наук Юрий Бугров и журналист и беллетрист Михаил Лагутич в своем исследовании пишут, что менее чем через месяц город Красной Армией удалось отбить.

Заключительные бои в Запорожье

Полковник Добровольческой армии, впоследствии эмигрант Александр Трембовельский писал, что «ЕР» сражался и против частей Нестора Махно в Запорожье. Там же осенью 1919 года махновским паровозом бронепоезд был поврежден и выведен из построения. По данным Александра Широкорада, «Единую Россию» отбуксировали для ремонта вначале в Енакиевку, а затем в Новороссийск. Там же в марте 1920 года «ЕР» кинули, а его команда эвакуировалась в Севастополь.

У русского историка-эмигранта Андрея Власова иная версия судьбы «Единой России». В парижском издании «Военной бывальщины» он писал, что в начале ноября 1920 года броненосцы «Святой Георгий Победоносец» и «Единая Россия» в Севастополе намеренно истребили, чтобы те не достались красноармейцам – составы направили навстречу друг другу. Команда «ЕР» с частью снятого с броненосцев вооружения эвакуировалась на пароходы «Бештау» и «Херсон», оба корабля впоследствии удалились в Константинополь.


Как «Целая Россия» воевала с коммунистами в Гражданской войне