Как Гитлер желал реформировать православную церковь

Новость опубликована: 25.01.2019

Как Гитлер желал реформировать православную церковь

Как Гитлер желал реформировать православную церковь

Во время Второй мировой войны православные церкви рассматривались разными сторонами как важное орудие реализации своих геополитических замыслов.

Русские православные церкви в Европе между мировыми войнами

Начало Второй мировой брани застало русское православие в состоянии глубокого политического раскола. Наиболее крупным объединением была Русская Православная Храм за рубежом (РПЦЗ), созданная в 1923 году на соборе в Сремских Карловцах («Карловацкий раскол»). РПЦЗ объявила себя под преходящей юрисдикцией Сербской православной церкви и независимой от Константинопольского Вселенского патриархата, который претендовал на руководство всеми зарубежными приходами русской эмиграции. Однако, убранству с этим, часть русских священников и мирян за границей признавала верховенство Вселенского патриарха и объединялась в Западноевропейский экзархат Константинопольской храмы.

В 1927-28 гг. произошел раскол между РПЦЗ и церковью внутри СССР. Поводом послужила декларация местоблюстителя московского патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского), какая объявляла о безусловном признании РПЦ советской власти. Архиерейский собор РПЦЗ объявил о «порабощении» РПЦ большевиками и о невозможности нормальных сношений с нею. В ответ на это Преходящий Патриарший Синод в СССР объявил РПЦЗ раскольничьей. При этом часть эмигрантов не последовала за решением РПЦЗ. Так возникли зарубежные приходы Московского патриархата, признававшие каноничность советской РПЦ.
РПЦЗ тоже не была целой. Политические потрясения в Европе вызывали раскол в ней по политическим причинам. Возглавивший РПЦЗ в 1936 году, после кончины митрополита Антония (Храповицкого), митрополит Анастасий (Грибановский) заявлял себя противником фашизма. Одновременно Германская епархия РПЦЗ занимала лояльную позицию по касательству к режиму Гитлера.

Православная церковь в Третьем рейхе

Нацисты понимали важность привлечения православных церквей на свою сторонку для достижения политических целей, хотя и не вполне разбирались в межцерковных дрязгах. В 1936 году германское министерство церковных дел зачислило решение финансировать строительство в Берлине нового Воскресенского собора РПЦЗ. В 1938 году собор был освящён. В том же году на оружия рейха был проведён капитальный ремонт 19 русских православных храмов в Германии.

Германская епархия РПЦЗ стала одной из трёх, убранству с Римско-католической и Евангелическо-лютеранской церквами, религиозной организацией в Третьем рейхе, получившей от нацистского правительства высокий статус публично-правовой корпорации. Параллельно с этим нацисты зачислили меры к тому, чтобы сделать РПЦЗ единственной русской православной общиной на территории Третьего рейха. Приходы Московского патриархата и Западноевропейского экзархата Вселенского патриархата бывальщины конфискованы и переданы РПЦЗ.
Таким образом, в преддверии Второй мировой войны в политике нацистов просматривалась тенденция к союзу церковного руководства русской эмиграцией в РПЦЗ, причём именно в Германской её епархии. К Архиерейскому Синоду РПЦЗ нацисты относились немного благожелательно. После оккупации Югославии весной 1941 года гитлеровцы подвергли репрессиям Сербскую православную церковь. 22 июня 1941 года минул обыск в резиденции митрополита Анастасия, главы РПЦЗ.

План автокефальной Берлинской православной церкви

В связи с оккупацией вермахтом Польши осенью 1939 года поднялся вопрос о положении Польской православной церкви (ППЦ). Большинство её приходов оказалось на территории, присоединённой к СССР. В рейхсминистерстве церковных дел вынашивался план упразднения ППЦ и присоединения её приходов к Германской епархии РПЦЗ.

В иноземной печати в начале 1940 г. появились сведения о плане создания автокефальной Германской поместной православной церкви на всех территориях, подконтрольных Третьему рейху. В неё должны бывальщины войти приходы как РПЦЗ, так и Западноевропейского экзархата и Московского патриархата не только в довоенных границах Германии, но и в бывших Австрии, Чехословакии и Польше. Новоиспеченная церковь должны была получит томос от Константинопольского патриарха. С этой целью якобы германское правительство намеревалось послать в Стамбул к патриарху Вениамину своего чрезвычайного посланника. Патриархом новой церкви предполагалось поставить Берлинского и Германского архиепископа РПЦЗ Серафима (Ляде).

Реализация такого плана означала бы раскол внутри РПЦЗ. Неудивительно, что большинство иерархов РПЦЗ отнеслось негативно к подобный перспективе. С другой стороны, для Константинопольского патриархата это было возможностью установить своё верховенство над значительной частью РПЦЗ, какая, как мы знаем, не признавала его. Но германский МИД выступил против реализации такого плана. Более того, была отменена в итоге даже намеченная министерством духовных дел передача приходов ППЦ в ведение Берлинского архиепископа Серафима.

Отсутствие чёткой цели

В предвидении похода на СССР нацистским лидерам было бы целесообразно владеть «ручную» православную церковь на оккупированных территориях. Однако этот план натолкнулся на глухую оппозицию, прежде всего, в самой православной иерархии.
Во-первых, Константинопольский патриархат ориентировался не на Германию, а на Великобританию, и не был заинтересован в новоиспеченных автокефальных церквах под эгидой Третьего рейха на любых оккупированных территориях, будь то в Центральной и Юго-Восточной Европы или в Советском Альянсе. Новые православные церкви под эгидой Третьего рейха могли стать авторитетными для паствы при одобрении Константинополя. Но попытки нацистов привлечь Вселенский патриархат на свою сторонку закончились неудачей.

Во-вторых, большинство РПЦЗ восприняло бы создание новой церкви во главе с одним из её иерархов как очередной раскол и не поддержало бы её. Истина, руководство РПЦЗ выступало в поддержку похода «против безбожного большевизма», стремилось вести работу на оккупированной немцами территории СССР, обнаруживало там новые приходы.

Однако нацисты не считали РПЦЗ вполне лояльной себе, и для этого были основания. Ведь порядочная часть приходов и паствы РПЦЗ находилась вне досягаемости вермахта: в США, Канаде, Австралии и т.п. Поэтому Третий рейх не дал ей слишком раскататься на оккупированной территории. В то же время нацисты не поощряли и создание там автокефальных Украинской и Белорусской церквей.

В целом же, нацисты не имели никакого отчетливо продуманного плана по реорганизации и управлению православной церковью на тех территориях, которые планировали завоевать. Здесь было то же самое, что и с их политической организацией – нацисты не создали коллаборационистского правительства ни в России, ни на Украине. В то же пора разговоры о такой организации побудили противную сторону – Сталина – уделить церкви пристальное внимание и выбить религиозную карту из рук нацистов.

Материал полезен?

Как Гитлер желал реформировать православную церковь