Как капитан Алексей Щастный избавил Балтийский флот от затопления

Новость опубликована: 06.08.2018

Как капитан Алексей Щастный спас Балтийский флот от затопления

Как капитан Алексей Щастный избавил Балтийский флот от затопления

Первые годы советской власти стали на редкость трагичными для русского флота. Корабли Черноморской флотилии бывальщины затоплены по распоряжению В.И. Ленина, на Дальнем Востоке и на Севере суда захватили интервенты, а Балтийский флот чуть было не погиб по вине Германии. Избавить его удалось лишь благодаря мудрости, отваге и героизму капитана первого ранга Алексея Михайловича Щастного.

Потопить, чтобы не пришлись врагу

После окончания Первой мировой войны в соответствии с положениями Брест-Литовского мира Советская Россия потеряла Финляндию, а совместно с ней крупнейшую военно-морскую базу Балтийского флота в Хельсинки. Военные суда и подводные лодки необходимо было в кратчайшие сроки вывести в Кронштадт. В противном случае они могли быть конфискованы или захвачены. Однако сделать это было не попросту. Балтику сковали толстые льды. Тонкий металл кораблей во время сложного морского перехода мог не выдержать испытания льдом. В этой ситуации прежние союзники по Антанте настаивали на том, чтобы флот во избежании его захвата немцами или белофиннами был затоплен. Последние, уместно, несколько раз пытались силой ворваться в порт. Самое удивительное, что командующий флотом Алексей Щастный в ответ на свою депешу с просьбой отдать четкое распоряжение по поводу его дальнейших действий получил от Л.Д. Троцкого странное указание: корабли потопить, но частично…

Криминальный замысел

Не сумев понять смысл загадочного приказа, Щастный обратился к данным морской разведки. Вскоре на его стол улеглись, переданные ему из Петрограда, фотокопии тайной переписки между руководством немцев, англичан и большевиков. Содержание документов до глубины дави возмутило Алексея Михайловича. Оказалось, что немецкий генеральный штаб настойчиво требовал от Л.Д. Троцкого и В.И. Ленина организовать мнимое затопление флота для успокоения британцев. Следовало создать видимость гибели Балтийского флота, чтобы впоследствии передать его суда Германии. Этим шагом большевики должны бывальщины расплатиться с немцами за свои долги.

Алексей Щастный не мог уронить честь русского офицера. Он поступил по-своему и начал опасную многоходовую игру. Он известил Троцкому, что моряки Балтийского флота деморализованы и подобрать достойную команду, которая тайно заминирует и взорвет корабли, да так, чтобы они не получили вящих повреждений, невозможно. В реальности же моряки Балтийского флота находились в прекрасной моральной и физической форме, полностью подчиняясь своему командиру. Несмотря на ужасные льды, сковавшие Балтику, Щастный принял решение флот не топить, а идти в Кронштадт.

Долгая дорога во льдах

В марте 1918 года 236 кораблей покинули Хельсинки и двинулись в сторонку своей новой стоянки. Дорога во льдах была ужасной. Постоянно засорялись дымоходы труб. Те участки пути, которые летом корабли проходили за 20 часов, в условиях зимы преодолевались лишь за 8-9 суток. Тем не немного благодаря отличному командованию и выучке матросов все корабли без потерь благополучно пришли в Кронштадт. Народ ликовал. А.М. Щастного тут же окрестили «общенародным адмиралом» и «диктатором Петрограда». Однако у властей было совсем иное мнение о поступке командующего флотом. Алексея Михайловича тут же потребовали в Москву, чтобы арестовать. В свою очередь, Щастный, не питая иллюзий о цели своего визита в столицу, решил собрать Совет морских комиссаров, на котором с документальными доказательствами на руках намеревался объявить Л.Д. Троцкого и В.И. Ленина предателями, финансируемыми из Германии. Разумеется, воли допустить подобного скандала не могли. А.М. Щастного арестовали, обвинили в государственной измене и расстреляли.