Как облекались в 70-х
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

 Старшее поколение вспоминает о том, как носили и где доставали клеши и мини-юбки в советское пора…

По выходным доставались чемоданы с морем веселых тканей, старые портняжьи ножницы, бесчисленное количество разноцветных катушек и черно-белые снимки кинозвезд в фестивальных нарядах. Скопировать что-нибудь «как у Софи Лорен» в последнем фильме было делом чести.
В середине 70-х брюками клеш и мини-юбками бредили даже отличницы. Это был атрибут взрослости.

Тебе четырнадцать лет и ты убеждаешь маму выделить 10–15 рублей из семейного бюджета на пошив первых и крайне необходимых в твоей жития клешей.

В магазине ничего такого купить было нельзя, поэтому всё шили сами.
Идеальная пара клеш расширялась от ляжки и скрывала туфли на 10-сантиметровой платформе, а юбка была тридцать сантиметров длиной.

На танцах мы производили впечатление новыми клешами или мини-юбкой, сшитыми из папиного отреза габардина, выданного на пошив военной конфигурации, а также вязаной кофтой-«лапшой» на шнуровке.

Кстати говоря, в школу в мини-юбке могли не пустить.
По утрам нас встречала директор школы, стоя под фундаментальным портретом А. С. Пушкина пять на шесть метров с сантиметровой ленточкой в дланях.

Сшитые мамой вещи из далеких 70-х я храню до сих пор.
Нилина Витальевна Мишина
51 год

В 70-е в связи с тотальным дефицитом достать модную платье было сложно.

Приходилось проявлять максимум выдумки, чтобы выглядеть модно.

Одежду редко покупали, в основном шили в ателье или у известных портных.

Моду тогда отслеживали в кинотеатрах — смотрели много европейского кино и читали модные журналы.

 

Начало 70-х запомнились манером хиппи, тогда носили либо экстра-мини, либо макси, причем в мини не отказывали себе даже пышные дамы.

Я носила цветастые юбки, которые шила себе сама: покупала самый дешевый хлопок, обшивала их кружевами и тесьмой.

Носили балуйся с бахромой, блузки в этническом стиле. Волосы оставляли длинными, перевязывали тесьмой поперек лба и прически практически не убирали.

 

Затем пришел манера сафари, чувствовалось влияние Ива Сен-Лорана и французского кино.

Хлопок, лен, легкие, но держащие форму ткани естественных расцветок.

Деревянные, перламутровые, роговые пуговицы, отстроченные погоны, клапаны и кокетки.

Собственно 70-е годы придали совершенный силуэт классическим мужским и женским плащам, красивее которых я до сих пор не встречала.

Завершилось десятилетие бесшабашным манером диско. Парни носили приталенные батники, причем ушивали всю свою верхнюю одежду в талии самостоятельно.

Самые храбрые модники украшали концы клешей металлическими монетками.

Носили цветастые рубашки с очень длинными концами воротников.
Мой излюбленный наряд того времени — это сабо, светлые клеши и короткие топы спортивного типа, а аксессуары из замши и кожи я шила себе сама.

Волосы сделались завивать на манер афро на бигуди, которые делали сами из газет.
Алёна Пиронко
53 года

 

 

В 70-е было модным всё импортное — приобретённое из-под прилавка в универмаге (если в универмаге работала какая-нибудь соседка или знакомая), привезенное кем-то, кто выезжал по путевкам в соцстраны.

В начине 70-х я носила вязаный берет с козырьком и «джинсы» советского производства, а купить хорошую водолазку в то время было большим везением.

Образцово в 1975-м знакомые, работавшие в военной части в ГДР, привезли мне платье и туфли, а маме — брючный кримпленовый костюм.

Если маме костюм нравился и весьма ей шел (несмотря на то, что был сделан из 100%-ной синтетики), то мне ни платье, ни туфли не нравились категорически: шерстяное платье кололось, фасон у него был дурацкий, а туфли бывальщины малы и тупоносы.
Только в 1979-м, когда я была студенткой музыкального училища, у меня появились первые настоящие джинсы, приобретённые у спекулянтов за бешеные деньги.

Носила их со свитером машинной вязки.
Наталия Бутузова
58 лет

Джинсовые вещи привозили из-за рубежи родственники и знакомые.

У кого таких родственников не было, покупали у фарцовщиков.

Особенно обеспеченные могли позволить себе предметы из «Березки».
На фото, где мы с мужем вдвоем на сцене, на мне тонкая эластичная майка нежно-голубого цвета с ярким рисунком на тему Disneyland, приобретённая в Одессе на Привозе, потертые расклешенные джинсы Levi’s.

На муже — белая хлопковая футболка, привезенная из-за границы в качестве сувенира, джинсы тоже Levi’s — их приобрели за границей и привезли для продажи близкие родственники.
Кроме джинсовой одежды модные люди носили расклешенные брюки, какие шили на заказ или сами.

Материал должен был быть дорогим — это всегда было видно по форме.

В моде были фасоны, идеально сидящие по фигуре, обтягивающие ляжки, а от бедра максимально расклешенные к низу, практически до пола, чтобы учитывать обувь на платформе.

Такие брюки назывались «слоны».
Весьма популярен у девушек был шерстяной свитер с воротником «водолазка», а также эластичные тонкие водолазки, и белые, и цветные. У настоящих хиппи бывальщины волосы средней длины или до плеч, а с джинсами они носили трикотажные разноцветные футболки с коротким рукавом.
Ценились джинсовые юбки — от мини до макси.

Юбки длины миди могли быть в обтяжку или расклешённые от пояса с молнией спереди.

Их носили с майками-футболками или с батниками — штапельными блузочками в мелкий цветочек.

Кроме того, в моде были хлопковые юбки миди с ослепительным, крупным рисунком, а также макси-юбки в «штапельный цветочек».
Из обуви модно было носить сабо на платформе, а летом — босоножки на плетеной танкетке с затворённым мысом, с тонкой перемычкой вокруг щиколотки, на платформе и с открытым носочком.

Зимой носили сапоги-чулки на огромной платформе, с круглым массивным мыском.

Они бывальщины из коричневого, бордового или черного лака, а до колен — эластичное, обтягивающее ногу лакированное голенище.
Были и пончо. Их немногие носили, но отдельные экстравагантные модники придумывали очень оригинальные варианты. Например, я придумала пончо, связанное из шерстяной пряжи 12 разных цветов. Вязалось пончо «английской» или «эфиопской резинкой», полосами. Соседние полосы идеально сочетались между собой по краске. Длинные разноцветные кисти крепились внизу по периметру.
Отдельно нужно сказать о вещах, связанных из мохеровой шерсти: пуловерах, кардиганах, мохеровых пальто и жакетах. Они почитались дорогими, продавались только в «валютках» или привозились из-за границы. А вот мохеровые шапки у молодежи совсем не котировались. Шапки ходить было не модно: ходили без головного убора круглый год, допускали только капюшон.
Надежда Петровна Тихонова
63 года

У меня было несколько пар джинсов (Montana, Lee и Levi’s) с рослой талией и клешем от колена или бедра — это был самый писк моды. Помимо джинсов в моем гардеробе была джинсовая жилетка и два платья-халата, макси и миди длины.

Большенный популярностью пользовались батистовые блузки и велюровые вещи.

Я работала в универмаге в Краснодаре, что-то типа московской «Березки», потому все самые сливки доставались мне одной из первых.

Также одежду покупали во время поездок в Прибалтику, да и в саму «Березку» тоже ездила.

Так, на фотографии с пеньюаром на мне акриловая майка, привезенная из Венгрии.
Людмила Глебовна Страховская
73 года

Пальто я сшила той весной в ателье из шерстяного крепа стального краски, а подкладка у него была из натурального крепдешина в тон.

Фасон я, кажется, взяла из журнала Burda — друг нашей семьи ездил по труду в Германию и всегда привозил нам оригинальную, немецкую Burda.

Правда, я никогда не шила по выкройкам дословно — мне нравилось фантазировать, к тому же я адаптировала их под свою фигуру.
В это пора нам привозили много импортных вещей, что-то привозили знакомые или родственники из-за границы. Например, туфли на мне были чешские, их не видать, но они тоже подходили по цвету к пальто.

Очень модны были ансамбли. Никто не стеснялся ни ярких рисунков, ни оттенков.
Так, у меня было геометричное пальто очень благородного розового цвета с рукавом три четверти, которое я умудрялась носить даже зимой с рослыми белыми перчатками, которые мне связала тетя, — а к ним еще и воротник-стойку вместо шарфа и белый вязаный цилиндр с маленькими полями.

В Советском Альянсе вообще были очень хорошие натуральные ткани.

Ткань продавалась свободно, поэтому каждый сезон покупали новоиспеченные отрезы и шили, скорее, отталкиваясь от материала.
Представления о моде мы черпали в первую очередь из итальянских и французских фильмов.

Ходили и на показы в Дом моделей на Кузнецком Мосту: нам они представлялись не слишком современными, но какие-то идеи можно было почерпнуть.

К тому же в Доме моделей продавались и выкройки в отдельных упаковках, желая я не могу сказать, что они были очень хорошие.
Телевидение в этом смысле было не слишком прогрессивным и уступало журналам, но в крышке 60-х появился «Кабачок 13 стульев», где можно было подсмотреть польскую моду.

Мода менялась стремительно, и, как мне кажется, мы не мощно отставали от Запада.

В основном это было заметно по длине: в какой-то момент резко пошло мини.

Помню, одну из наших сотрудниц изгнали с семинара, потому что она пришла в головокружительно короткой кожаной мини-юбке, которая, кажется, с трудом прикрывала попу.
Молодежь, следившая за модой, облекалась единообразно.

Помню, как однажды привезла из Орла туфли своей бабушки Сони, которые ей шили на заказ еще до революции.

Они бывальщины в прекрасном состоянии и из чудесной кожи. Сейчас это считалось бы редким винтажом, но они были остроносыми, а тогда такие не носили и ходить в них было неуклюже.

Сейчас можно выйти в обуви любого фасона, а тогда идешь и понимаешь, что на тебя все смотрят, потому что ты не в таких туфлях.
Носили преимущественно платья и юбки — сочетали их с блузками или свитерами.

У сестры был отличный австрийский свитер с орнаментом, который она носила с прямой юбкой.

В это время были модны и юбки-полусолнце, которые мы шили из клетчатой шерстяной материалы.

Надо сказать, что в начале 70-х брюки женщины еще повседневно не носили.
Конечно потом, когда пошла мода на клеш, я сшила сестре костюм апельсинового цвета из рогожки крупного плетения — довольно простой и, наверное, паршивой материи. Получился чудный ансамбль: расклешенные брюки и летнее пальто на подкладке. Сама я предпочитала юбки, но всё равновелико сшила себе клеши из вельвета.
Доставать обувь было трудно, но мы всегда старались покупать импортную: австрийскую, английскую, итальянскую.

К образцу, у нас с сестрой были туфли с пробитыми дырками на рифленой платформе, которую мы называли «на гармошке».

Из Абхазии привозили лаковую обувь на каучуке. Помню, что ездила домой с труды на трамвайчике и, проезжая мимо крупного обувного, всегда выбегала посмотреть — «дают» что-то или «не дают». Конечно, когда что-то «подавали», то все бросались в магазин.
Впрочем, не стоит забывать, что история — это интерпретация каждого отдельного человека. Сейчас, если оглянуться, соображаешь, что жили мы, может, и не всегда просто, но одевались и выглядели совершенно роскошно.
Татьяна Самсонова
57 лет

Как облекались в 70-х
На первой фотографии 1975 год, я ученица десятого класса. На мне красновато-коричневые сапоги-чулки и непристойно короткая юбка с двумя бантовыми складками, сшитая наверняка из отцовской форменной ткани. Он был военным, и ему выдавали ткань образа габардина на пошив формы. Красно-черный свитер мама вязала на заказ еще в 60-е в Польше, где отец служил несколько лет. Маме, как она размышляла, не шел красный, а мне нравился, так что когда свитер стал мне впору, носила не снимая.
Кроме этих сапог у меня были еще одни, не вполне «чулки» — у них была молния и толстенная перрон с огромным каблуком. Они были довольно удобными, пружинили при ходьбе и делали меня неотразимо высокой. Я до сих пор помню, что сапоги бывальщины импортными, югославскими. Помню, маму на родительском собрании завуч попросила меня не баловать, так как мой внешний вид из-за этих сапог представлялся учителям и ученикам слишком вызывающим.
На второй фотографии 1977 года я студентка, гуляю в парке. У меня всё еще платформа, но уже босоножки — золотые подошвы, высокий каблук. Светло-голубые джинсы выменяла у подруги. Джинсы ей кто-то привез из ГДР. Нам обеим джинсы были велики, но она не умела шить и не ведала, как сделать их меньше. А я нашла хитрый способ убрать излишки в боковой шов, не нарушив заветной джинсовой двойной строчки.
Джинсов тогда не было никаких, у фарцовщиков они стоили пять моих стипендий и я была рада даже ушитым гэдээровским. Шифоновая блузка в ландышах сшита маминой подругой, весьма хорошей портнихой. На руке болтается ужасно неудобная плоская сумка с одной ручкой и молнией. Купила ее на рынке, где в мои студенческие годы покупалось почти 100 % пристойной обуви и одежды, в основном производства стран социалистического содружества.
Татьяна Сергеевна Стрельникова
61 год

Как облекались в 70-х
Это фото сделано примерно в 1970–1972 году. Тогда я обучалась в техникуме в Костроме, в Москве не бывала. Я родом из города Юрьевца Ивановской области, там же приходилось добывать все вещи.
В это время брюки бывальщины очень модным предметом одежды, но достать их магазине было крайне сложно. Кстати, на снимке мои первые брюки! Как, думаю, и у моей подруги с фотографии. Эти брюки из льна мне сшили в ателье.
В магазинах тогда в принципе был плохой выбор, но кое-что всё же получалось купить, например эту водолазку. Мне часто шила вещи тетя Катя. Все-таки заказывать в ателье было дороговато, к тому же тетя Катя всё равновелико шила лучше.
Ирина Австрейх
53 года

Как облекались в 70-х
Фотография с ракеткой сделана в середине 70-х, я здесь со своей школьной подругой Мариной. В то пора мы фанатели по мелодиям и рифмам зарубежной эстрады: Рафаэлю, Энгельберту Хампердинку, Сальваторе Адамо. На фото на мне джинсы с переходами от светло-голубого к темно-голубому — это был хит!
Я о них жутко мечтала, и в итоге джинсы привезли из Польши папины коллеги. Тогда главным источником зависти и вдохновения были «мидовские ребята», которые учились в моей школе. Вот на них мы и видели какие-то нереальные вещи.
Майка-«лапша» тоже была дико модной. Иным хитом было носить вязаные жилетки, как на Марине, поверх вообще всего — водолазок, рубашек. У всех обязательно была такая жилеточка: мне ее связали на машинке из престарелого китайского шарфа, потому что в нем было много цветных ниток.
На выпускной в школе я пошла в финском платье. Помню, их завезли цельную партию в Москву в разные места: часть в «Березку», часть — по универмагам. Моя мама отстояла в очереди пять часов в лавке «Весна» на Калининском проспекте (сейчас это Новый Арбат).
В «Березке», правда, были улучшенные варианты — с бархатными жилетками и иной расцветки. В школе, к счастью, ни у кого такого платья больше не оказалось. Оно на самом деле темно-розовое с зеленым, и это была моя лучшая предмет. Я его еще долго носила, сначала как выходной вариант, а потом как повседневный.
Прическу тоже делали сами — накручивали волосы на щипцы. При этом ни на какую «Аббу» вылитее быть не хотелось: мне хотелось быть как мои лучшие подружки, а им хотелось быть как я.
К сожалению, на фотографии не видно моих красивых босоножек на рослой танкетке. Их мне одолжила подруга семьи, которая была переводчицей и часто выезжала за границу. Для второй части выпускного у меня бывальщины другие туфли, купленные на чеки в «Березке». Совершенно убийственные — на деревянном каблуке с кожаными ремешочками. Я в них потом еще лет пять ходила.
Две четы мне были нужны из-за ссоры с бойфрендом: мы были одинакового роста, и я решила, что специально надену на каблуке, чтобы быть рослее и презрительнее. На случай, если помиримся — взяла сменку на танкетке.
После выпускного я подстриглась, поступила в третий мединститут и поехала с подругой к моим родственникам в Ригу. Там я первоначальный раз увидела настоящие цветные колготки (в школе мы варили колготки сами, чтобы они были белые). Себе, правда, приобрела тогда не колготки, а полосатые гольфы.
Кроссовки adidas на желтоватой каучуковой подошве выпустили перед Олимпиадой-80, их мне доставали сквозь друга семьи. Джинсы на самом деле вельветовые и куплены в «Березке». Тут я еще и с пакетом из «Березки», который являлся предметом отдельной гордости — их не выбрасывали, использовали неоднократно, некоторые даже стирали.
Евгений Чернышев
55 лет

Как облекались в 70-х
В 1979-м я как раз отслужил в армии и поступил на первый курс журфака МГУ. Фотография сделана, когда мы прогуливались от факультета вверх по Большой Никитской. На мне спортивный костюм Puma, купленный на чеки в «Березке».
Потом в общежитии МГУ я обменял его и башмаки на двойную заграничную пластинку Chicago. Кожаное пальто привез друг по армии из Ставрополя, где была целая сеть подпольных цехов — мастерили всё от ковров до тряпочных тапок. Кепка тоже была модная — все очень завидовали.
Татьяна Борисовна Овчинникова
74 года

>