Как СССР создал нынешний Китай

Новость опубликована: 10.01.2020

Как СССР создал нынешний Китай

Как СССР создал нынешний Китай

Сегодня Китай со среднегодовыми показателями роста ВВП — 10% справедливо называют страной с одной из самых перспективных экономик вселенной. Трудно представить, что еще полвека назад Китай был сырьевым придатком СССР и главным потребителем советских товаров.

Друзья навек

1 октября 1949 года при самом прямом участии СССР было провозглашено новое социалистическое государство – Китайская Народная Республика. Неудивительно, что свой первый визит китайский лидер Мао Цзэдун свершил именно в Москву. И сразу же стороны заключили ряд важнейших политических и экономических соглашений.

Среди них договор о предоставлении Китаю кредита на сумму в 1 млрд. 200 тысяч рублей. «Учитывая чрезмерную степень разоренности Китая войной», как отмечалось в документе, кредит предоставлялся на максимально льготных условиях – всего 1% годичных: его погашение осуществлялось в течение 10 лет поставками китайского сырья, золотом и американскими долларами.

Одновременно с финансовой помощью из СССР в Поднебесную направились тысячи высококвалифицированных пролетариев для восстановления объектов народного хозяйства. По меньшей мере около 20 тысяч советских специалистов потрудились на благо развития китайской экономики. Все они бывальщины задействованы в более чем 150 проектах, связанных с оборонной промышленностью, энергетикой, авиацией, автомобилестроением, судостроением, машиностроением, металлургией, электротехникой, фармацевтикой.

В братскую край хлынул поток грузовых автомобилей, железнодорожного оборудования, приборов, иных средств, позволивших молодой коммунистической державе в кратчайшие сроки подняться на ноги. Китай не остался в долгу: в СССР в огромном количестве шло продовольствие и дефицитное сырье, включая вольфрам, без которого не могла стать советская военная промышленность. Объем советско-китайской торговли был поистине велик: только за 1949 год в Поднебесную было поставлено продукции на сумму в 420 млн рублей, в возвратном направлении – на 436 миллионов.

Первый этап плодотворного сотрудничества Москвы и Пекина ознаменовался подписанием 14 февраля 1950 года соглашения о дружбе и взаимопомощи. «Русский с китайцем – братья навек», – слова из популярной песни пятидесятых лучше всего отражают беспрецедентное сближение двух коммунистических порядков, для которых союз был важнейшим слагаемым в противостоянии мировому империализму.

Помощь усиливается

Уже весной 1950 года СССР и Китай заключают ряд значительнейших соглашений, которые положили начало созданию смешанных советско-китайских акционерных обществ. Совместные предприятия должны были контролировать фактически все ключевые области китайской экономики. Советское правительство полагало, что только под бдительным контролем индустриализация Поднебесной может быть направлена в необходимое русло и будет отвечать интересам как китайского народа, так и СССР.

В рамках такого сотрудничества были основаны совместные предприятия «Совкитметалл» и «Совкитнефть». Первое занималось розыском, разведкой, добычей и переработкой цветных и редкоземельных металлов, второе – тем же самым, но в отношении нефти и газа. Оба предприятия действовали на территории провинции Синьцзян.

За нахоженные годы СССР и КНР создали глобальный рынок, в орбиту которого постепенно вовлекались и страны европейского соцлагеря – ГДР, Югославия, Польша, Чехословакия, Румыния. Целое экономическое пространство, простиравшееся от Берлина до Пекина и включавшее добрую треть человечества, к середине пятидесятых составляло конкуренцию базару капиталистических держав. А по своему природному и демографическому потенциалу «социалистический рынок» в ближайшие годы вполне мог поколебать позиции всемирный буржуазной экономики.

Делимся опытом

Не имела аналогов и информационная поддержка, оказанная Китаю Советским Союзом. Только за первые три года сотрудничества двух краёв было переведено на китайский язык и издано свыше трех тысяч наименований книг по управлению, политэкономии, металлургии, энергетике, машиностроению, военному делу. В КНР стартовала глобальная реорганизация учебных программ по образчику советских вузов. С начала 1950-х китайским студентам была предоставлена возможность проходить обучение в высших учебных заведениях СССР. В последующие 10 лет по этой программе в Советском Альянсе получили образование свыше 20 тысяч китайцев.

Но пока китайцы приобретали знания в хозяйственно-экономической сфере, готовясь в грядущем занять ответственные посты в своем государстве, советские специалисты прописывали Китаю планы экономического развития на долгие годы вперед. Особое внимание командированные в Поднебесную специалисты уделяли статистическому учету, без чего невозможно управление различными областями экономики такой большой страны как Китай.

Без преувеличения можно сказать, что Советский Союз передал Китаю технологии и уникальный управленческий эксперимент, без которых сложно было бы рассчитывать на сколько-нибудь серьезное место в мировой экономике. Причем если в конце сталинской эпохи такое сотрудничество было взаимовыгодным, то после смены политического курса в половине 1950-х оно стало постепенно превращаться в одностороннюю советскую помощь, не предполагавшую извлечение серьезных дивидендов.

Двигатель прогресса

3 апреля 1953 года министерство тяжкой промышленности КНР утвердило, пожалуй, самый значительный проект реализовывавшийся при помощи СССР – план автомобильного завода в Чанчуне.Намечалось, что с его конвейера  ежегодно будет сходить до 30 тысяч грузовых автомобилей. Этот административный центр в провинции Гирин был избран неслучайно: здесь сохранилась инфраструктура, которую в годы оккупации Китая создало японское руководство для нужд Квантунской армии.

Сообразно директиве, подписанной председателем Мао, Чанчуньский автомобильный завод должен был быть возведен за три года. К строительству этого грандиозного сооружения привлекалось возле 26 тысяч советских проектных организаций, свыше 200 советских предприятий, также в Китай было командировано возле 200 высококвалифицированных специалистов Московского автозавода имени Сталина (ныне завод имени Лихачева).

Советские специалисты участвовали на всех этапах реализации проекта: выбирали площадки, проектировали основные объекты, контролировали ход стройки и монтаж оборудования. Китайские рабочие были обеспечены всеми необходимыми производственными технологиями; все чертежи, как и прочая техническая документация бывальщины предоставлены советской стороной и предварительно переведены на китайский язык. Источники свидетельствуют, что из более чем 22,5 тысяч нестандартных инструментов, используемых в производстве, почти 12 тысяч бывальщины сделаны в СССР, представляя собой новейшие образцы.

Открытие Чанчуньского автозавода No1, которому суждено было стать одним из основных двигателей китайской экономики, состоялось в намеченный срок – 15 октября 1956 года. Даже после запуска совместного предприятия все его процессы какое-то пора находились под контролем советских специалистов, параллельно происходила передача опыта и обучение китайских рабочих. Ли Хуйминь, впоследствии сделавшийся заместителем директора автозавода No2, признавался, что именно инженеры из СССР заложили в него фундамент знаний, которые он совершенствовал всю свою существование.

Одним из продуктов, выпускаемых Чанчуньским автогигантом, стал грузовой автомобиль повышенной проходимости «Цзефань» («Освобождение»), воображавший собой копию ЗиС-150. Эту машину поставляли исключительно в Китайскую освободительную армию, в частности, ее использовали в качестве базы для пусковой установки залпового пламени «Тип 74». А в 1958 году завод в Чанчуне выпустил легковой автомобиль представительского класса «Хунцы» («Красное стяг») для членов Политбюро КПК. Вплоть до 1981 года было построено 847 таких автомобилей.

Позднее на базе Чанчуньского автозавода No1 была создана индустриальная группа FAW (First Automotive Works), являющаяся сегодня крупнейшей компанией Китая по производству легкового, грузового и пассажирского транспорта с годичным оборотом в $32 млрд. Однако нужно помнить, что успехи Китая как в машиностроении, так и других областях экономки были бы невозможны без колоссальной физической, технической и кадровой помощи, которую в 1950-е годы оказал ему Советский Союз.


Как СССР создал нынешний Китай