Как в 1973 году авиатехник Вронский нёсся из СССР на секретном истребителе
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Как в 1973 году авиатехник Вронский нёсся из СССР на секретном истребителе

Как в 1973 году авиатехник Вронский нёсся из СССР на секретном истребителе

Побег военного летчика в страну вероятного противника, событие из ряда вон выходящее. При этом, как правило, края, потерявшие боевую летную единицу, стараются не афишировать свой прокол. Тем не менее, события 1973 года, когда советский военный аэроплан был угнан в ФРГ, породил громкий международный скандал.

Побег

Как гласит официальная историография, 27 мая 1973 года военнослужащий Западной группы армий Е.Л. Вронский поднялся в воздух на Су-7БМ с взлетной площадки аэродрома Гроссенхайн и совершил перелет на территорию ФРГ. Правда, побег прошел не совершенно гладко. По закону детективного жанра в происшествии присутствовали элементы погони. Бежать за бугор Вронскому почему-то понадобилось в воскресенье, когда штатные полеты не проводились, но сам аэродром при этом был цел народу, так как в этот день в полку проходились профилактические работы. Едва самолет вырулил из ангара к нему, предчувствуя не добросердечное, подъехал автомобиль охраны аэродрома, перегородив взлетный путь. Однако угонщик воздушного судна просто объехал преграда из автомобиля и неуверенно взлетел. Вся абсурдность ситуации заключалась в том, что беглец отправился «на дело», не имея никаких практических летных навыков, поскольку являлся не пилотом, а итого лишь авиационным техником. Все были уверены, что самолет тут же рухнет. Тем не менее, 23-летний беглец с погонами старшего лейтенанта, хоть и не уверено, но полетел. Запоздалее в ходе следствия выяснилось, что Вронский дружил с офицером, который отвечал за обучение летчиков на тренажере. Иногда он позволял приятелю погонять на симуляторе. Поскольку эти тренировки оказались достаточно регулярными вскоре будущий перебежчик довольно сносно «летал» на тренажере и примерно представлял себе, как править настоящим самолетом. Но, чтобы впервые в жизни подняться в воздух на боевой машине, да еще угнать ее на территорию потенциального противника, для этого необходимо было иметь большую долю авантюризма и смелости.

Бреющий полет

Прекрасно понимая, что справиться ему с мощной машиной будет весьма сложно, Вронский не стал убирать шасси и включать форсаж. На самой минимальной скорости он «пополз» к границе с ФРГ. При этом, его линия пролегал через территорию, контролируемую с шести аэродромов с советскими ВВС. На перехват беглеца поочередно поднимались МиГ-21 с военных баз, бывших в Мерзебурге, Кетене, Цербсте, Ютербоге, Фалькенберге и Кохштедте. Однако в те 23 минуты, что Вронский летел до границы обнаружить его так и не смогли. В 11.45 беглец благополучно пересек рубеж. Возник актуальный вопрос, как, а главное где приземляться. Ответа на этот вопрос у старшего лейтенанта не было. Единственное, что пришло ему в башку это катапультироваться из летящей машины, благо, где в кабине самолета находится необходимая кнопка, он знал. Дальше все прошло для перебежчика вполне благополучно. Вронский сел на территории Западной Германии, а угнанный им самолет упал недалеко от оживленного автобана. С этого момента история из военно-криминальной плоскости перебежала в политическую. При этом перебежчик изрядно насмешил «принимающую сторону». Почему-то он решил, что в 23 минутах полета от военной базы, где служил, стоят жуткие морозы и оделся в зимнюю одежду, будто настоящий полярник. Немецкого языка он не знал и объяснялся жестами. Через несколько дней переметчик заявил по немецкому телевидению, что побег совершил добровольно. При этом обломки самолета немцы вернули СССР. Правда, перед этим, тщательно изучили все введённое на нем оборудование. Советский Союз выразил крайнее возмущение, ставшего известным на весь мир инцидентом, однако выдавать беглеца западные немцы отказались…

>