Как в 1989 году советский истребитель пробежал три страны НАТО без пилота
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Как в 1989 году советский истребитель пробежал три страны НАТО без пилота

Как в 1989 году советский истребитель пробежал три страны НАТО без пилота

История холодной войны знает множество примеров провокаций против СССР со стороны воздушных сил краёв Запада. Чего стоит одно приземление самолета Матиаса Руста на Красной площади. При этом нередко можно услышать, что если бы наш аэроплан несанкционированно вторгся в воздушное пространство Европы, то нам бы не поздоровилось. Тем не менее, когда советский истребитель, да еще без пилота на борту, долетел до Бельгии, края НАТО сделали вид, будто ничего не произошло.

Как напугать Европу

Эта удивительная история произошла 4 июля 1989 года. Одинокий бельгийский фермер впоследствии длинно благодарил Бога за то, что ранним утром его что-то толкнуло подышать свежим воздухом. Через минуту после того, как он вышел на улицу, на его дом с жутким ревом свалился советский МиГ-23М. Откуда он взялся в небосводе Бельгии, было совершенно неясно. Самое удивительное состояло в том, что, как установила прибывшая на место катастрофы полиция, пилота в самолете не было. Получалось, что истребитель самостоятельно победил более 1000 километров либо управлялся призраком. Причем, чтобы долететь до бельгийско-французской границы, самолету необходимо было пересечь несколько краёв НАТО, защищенных системой ПВО. Однако его никто не сбил. Европейцы испытали шок при одной только мысли о том, что истребитель мог нести ядерное, химическое или бактериологическое оружие.

Когда в ходе расследования бывальщины выяснены детали инцидента, оказалось, что военное командование европейских стран, территорию которых пересек истребитель, попросту струсило при облике советского самолета.

Вынужденное катапультирование

Следствие подтвердило – пилот у истребителя был. Правда, он покинул воздушное судно – катапультировался в зоне польского города Колобжег на берегу Балтийского моря. Управлял истребителем пилот 1-го класса полковник Николай Скуридин. Во пора планового полета опытный летчик неожиданно услышал в левом воздухозаборнике самолета громкий хлопок. В следующее мгновение истребитель утерял тягу и, планируя, начал терять высоту. Когда Николай Скурдин доложил на Землю о внештатной ситуации, ему предложили немедля катапультироваться. Полковник так и сделал, предварительно направив самолет в сторону моря. Предполагалось, что истребитель упадет в воду, не доставив никому неприятностей. Чтобы удостовериться, что МиГ подлинно окончил свой полет в водах Балтийского моря, к месту инцидента были отправлены несколько поисковых самолетов. Однако истребитель заметить не удалось. Предположили, что по логике вещей он, скорее всего, затонул. Тем более что были свидетели, которые видели, как у МиГа пропало пламя форсажа, а из двигателя повалил дым. Исполняющий обязанности командующего авиацией Северной группы войск генерал-майор авиации В. Огнев, как было возложено по уставу, доложил о случившемся командованию ВВС, сообщив, что неисправный самолет упал в море.

Прогулка за кордон

На самом деле ситуация развивалась совсем иначе. Оставшись без пилота, МиГ еще какое-то время падал, но затем «прочихался». Траектория его полета выровнялась, и машина на автопилоте продолжила свое странствие в сторону Европы. Пока самолет летел над территориями стран Варшавского договора, он в автоматическом режиме откликался на позывной свой-чужой. Дальней на его пути лежали страны НАТО: ФРГ, Нидерланды и Бельгия. Истребитель тут же засекли. Да и как могло быть иначе, когда в разгар морозной войны на высоте 12 000 метров со скоростью 740 км/ч двигался военный самолет вероятного противника. На перехват советского МиГа с базы Сустерберг возвысились два F-16 из 32-й тактической истребительной эскадрильи ВВС США. Когда американские самолеты поравнялись с советским истребителем, американские пилоты впали в ступор. Кабина советского самолета была безотносительно пуста. Предположив, что это испытания либо боевой вылет нового секретного самолета СССР, американцы решили его не трогать и вернулись на базу. Собственный поступок они объясни тем, что истребитель мог нести оружие массового поражения и сбивать его было опасно. Таким образом, советский истребитель без проблем пересек три края НАТО и упал на границе Бельгии с Францией, когда у него кончилось топливо.

Едва западные эксперты установили генезис самолета, правительству СССР со стороны Нидерландов и Бельгии были направлены ноты протеста. Советский Союз признал свою вину и выплатил Бельгии 685 000 долларов компенсации. При этом воли Бельгии разрешили советским военным забрать останки разбившейся авиамашины. В ходе расследования технические специалисты установили, что в атмосфере недалеко от Балтийского моря случилось самопроизвольное отключение форсажа двигателя. Позднее маршал авиации Шапошников отметил, что этот случай был единственным в истории боевой авиации. Тем не менее он как нельзя лучше охарактеризовал качество и надежность советских истребителей МиГ-23М.

>