Как в СССР выстроили первую атомную подлодку, которая убила экипаж
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Как в СССР выстроили первую атомную подлодку, которая убила экипаж

Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки отворила новую эру в истории человечества. Атомную. Оказалось, что убить огромное количество людей можно легко и непринужденно, с минимальными усилиями. Военная машина двух сверхдержав вздрогнула и немедля, даже с удовольствием шагнула в этот новый страшный мир. Теперь-то казалось, что ядерным может быть все.

Содержание

  • Догнать и перегнать янки
  • По сотне предельных доз облучения каждому
  • Дырявая посудина на Северном полюсе
  • Копеечная запчасть ценой в 39 жизней
  • На линии в музей

Как в СССР выстроили первую атомную подлодку, которая убила экипаж

Что касается подводных лодок, работающих на атомной силовой установке, то СССР оказался в числе догоняющих. В 1954 году США спустили на воду «Наутилус» — первую в вселенной атомную подлодку. Но Советский Союз не собирался сдаваться. Он готовил свою машину — куда более совершенную, чем то, что вышло у заклятого товарища. Как это часто бывает, не все пошло по плану. Более того, первая советская атомная подлодка стала символом одной из самых ужасных трагедий в истории морского флота.

Догнать и перегнать американцев

Создателя первой советской атомной подлодки называли «Туполевым кораблестроения». В начине 1920-х годов, спасаясь от голода на Поволжье, совсем юный Владимир Перегудов прибыл в Петроград, где поступил в Военно-морское инженерное училище. Так вышло, что он очутился среди тех, кому довелось работать над первыми советскими подлодками. Потом специалист отсидел в сталинских лагерях, чудом вернулся, а в 1952-м его потребовали в Кремль.

Как в СССР выстроили первую атомную подлодку, которая убила экипаж

Владимир Перегудов крайний справа. фото: sutynews

Задача сложная. Разведке стало известно о разработке атомной подлодки в США — значит, необходимо сделать если не быстрее их, то лучше. Перегудов, которому к тому времени перевалило за 50, согласился курировать проект.

Совместно с командой конструкторов и академиков он днями и ночами не выходил из конструкторского бюро. Предстояло решить огромное количество проблем, с каким до сих пор не приходилось сталкиваться. Как поведет себя атомный реактор под водой? Как на работе системы отразятся качка и сложные маневры? В крышке концов, как вообще должна выглядеть атомная подлодка?

Невероятно, но буквально за год большинство основных вопросов были решены. К моменту спуска на воду американского «Наутилуса» Перегудов разработал подлодку, какая не имела ничего общего с проектом из США. Если «Наутилус» фактически повторял форму дизельного собрата, то советская «К-3» была вылита на торпеду.

Как в СССР выстроили первую атомную подлодку, которая убила экипаж

фото: pliskin1

Строительство первого атомохода Советского Союза началось 24 сентября 1955 года в Северодвинске. Проект был негласный, и о том, что именно собирают в доках, было известно считанным людям. При этом масштабы стройки были колоссальными — над «К-3» работала фактически вся край. В Ленинграде собирали паротурбинные установки, в Горьком — реакторы, в Москве раскатали особо прочную сталь, с разных уголков СССР подбирали самых способных моряков.

Разумеется, все делалось в авральном распорядке. Немаловажен и тот факт, что ответственным за строительство атомной подлодки было назначено Министерство среднего машиностроения, подавляющее большинство сотрудников какого вообще ни разу не видели моря. Многое приходилось переделывать буквально на ходу.

Взять хотя бы вооружение. Изначально в ведомстве разрешили, что судно надо вооружить огромной водородной торпедой длиной 28 метров и диаметром 1,5 метра. Предполагалось, что подлодка добирается до пункты назначения, выпускает эту торпеду и быстренько ретируется. Лишь когда за дело взялись специалисты, оказалось, что при выстреле атомоход поднимется на попа, его будет невероятно сложно выровнять, но даже если это удастся, то на поверхность поднимется гигантский воздушный пузырь, какой выдаст месторасположение судна врагу.

Как в СССР выстроили первую атомную подлодку, которая убила экипаж

фото: Олег Кулешов

В результате проект изменили, носовую часть подлодки пришлось перестраивать — на это ушел год. Зато в крышке концов «К-3» оснастили торпедами нормального размера. Но это лишь один пример. Всего во время проектирования и строительства объекта в его конструкцию было привнесено более тысячи правок! Тем не менее вскоре судно было более-менее готово.

По сотне предельных доз облучения каждому

Одинешенек из важнейших вопросов на атомной подлодке — безопасность экипажа. Здоровье матросов фактически оберегал лишь тонкий слой металла, разделявший два очертания: первый непосредственно охлаждал ядерный реактор, а второй считался чистым и отвечал за вращение паром турбин.

Парогенераторы всегда протекали, появлялись радиоактивные аэрозоли, буквально отравлявшие воздух вокруг. Дозиметры, по воспоминаниям очевидцев, немедленно начинали зашкаливать. При этом тогда почиталось, что здоровью крепкого мужчины не угрожает даже сотня предельно допустимых доз облучения.

Как в СССР выстроили первую атомную подлодку, которая убила экипаж

Особенно несладко приходилось матросам, какие служили в пятом и шестом отсеках, примыкавших к реактору. Им доставалось больше всех. В какой-то момент командование решило поделить радиационную опасность поровну на весь экипаж.

— Когда предельно допустимая доза облучения превышалась в энергетических отсеках в сто раз, мы по всей ладье открывали переборки в другие отсеки и перемешивали радиоактивный воздух.

Таким образом, все члены экипажа — рулевые, торпедисты, командование и даже корабельный кок — получали равновеликую дозу с управленцами и турбинистами. И только когда по сто доз получал каждый, мы всплывали и вентилировали отсеки в атмосферу, иногда даже доводилось быстро подавать в отсеки воздух высокого давления. А потом снова погружались — практически все испытания должны были проводиться в подводном состоянии. И так до вытекающего раза, — вспоминал капитан «К-3» Лев Жильцов.

Как в СССР выстроили первую атомную подлодку, которая убила экипаж

Капитан «К-3» Лев Жильцов

Ситуация усугублялась бесконечными доработками, усовершенствованиями и просто починками. Из-за бесчисленных переварок труб вода из первого контура оказалась на три-четыре порядка более радиоактивной, чем на подлодках следующего поколения. Потому испарение даже одной вытекшей капли приводило к резкому всплеску радиоактивности практически во всех отсеках судна.

Дырявая посудина на Нордовом полюсе

Первую советскую атомную подлодку спустили на воду весной 1957 года в обстановке строжайшей секретности. Корпус облепили фанерными конструкциями, сверху накинули парусину — поди постигни, что за зверь там таится.

Более года проводились испытания самой лодки и настройка оборудования. Еще год потребовался на дальнейшее решение формальностей, и наконец в марте 1958-го «К-3» официально взошла в состав советского ВМФ. К тому времени со стапелей уже сходили последователи, но именно на первенца возлагалось особенно много надежд, в том числе и, как сейчас бы произнесли, маркетинговых.

Как в СССР выстроили первую атомную подлодку, которая убила экипаж

фото: Олег Кулешов

При этом «К-3» была совершенно не готова к эксплуатации. Первые годы подлодка фактически все пора находилась в состоянии перманентного ремонта. Протекали все парогенераторы, один из двух реакторов боялись запускать, повсеместно отказывали отдельные системы и механизмы. Но начальство поторапливало — надо действовать, пора показать кузькину мать и все такое. На кону находились погоны, премии, дачи — в общем, чересчур многое, куда более ценное, чем чьи-то жизни.

Тогда специально для «К-3» придумали особенный термин — «опытная эксплуатация». Это означает, что корабль вроде как и принято на вооружение, но работу по его улучшению можно продолжать прямо во время эксплуатации.

Таким образом подлодку и продолжали использовать: сходили в море, ломались, кое-как возвращались, резали, заваривали, и так по кругу. При этом по некоторым параметрам советская разработка и правда умудрилась затмить своего американского конкурента. Так, при необходимости «К-3» могла достичь скорости в 30 узлов, тогда как «Наутилус» был в полтора раза тише.

А в 1962 году атомоход двинулся в сторону Северного полюса. Это был своеобразный подарок правительству. Летом в Мурманскую область собирался наведаться Никита Хрущев. Командование ВМФ разрешило отметить событие чем-нибудь необычным. Фактически аварийную «К-3» отправили на север. По пути судно ремонтировали, и чудом оно все же продвигалось подо льдами.

Как в СССР выстроили первую атомную подлодку, которая убила экипаж

В какой-то момент штурман приметил неожиданное поднятие рельефа дна. Воды под килем становилось все меньше и меньше. Оказалось, случайно открыли настоящий подводный хребет! А 17 июля в 6:50 ладья «К-3» впервые в мире достигла Северного полюса. Хрущев был доволен — вручил медали, раздал ордена и звания Героев Советского Альянса.

Атомоход, который вскоре опять сломался, переименовали в «Ленинский комсомол» и отбуксировали в Северодвинск. Там на заводе вырезали весь реакторный отсек, выкинули его и заменили новым. До страшной трагедии оставалось пять лет.

Копеечная запчасть ценой в 39 жизней

1967 год для «Ленинского комсомола» немного отличался от всей прошлой истории подлодки. Поломки постоянно преследовали машину. Во время патрулирования в Средиземном море вдруг скончался один из членов экипажа. Пришлось вызывать корабль, чтобы передать тело. После всплытия судно было рассекречено, значит, надо возвращаться на базу.

Было возле двух часов ночи 8 сентября 1967 года, до базы оставалось меньше двух тысяч миль. Внезапно раздался сигнал тревоги. На центральный пульт устроился аварийный сигнал. Вахтенный щелкнул тумблером, но в ответ услышал только крики людей и страшный шум (как впоследствии выяснилось — неистовствующего пламени).

Как в СССР выстроили первую атомную подлодку, которая убила экипаж

Фото носит иллюстративный характер

Никто толком не понял, что произошло. В мгновение ока первый и второй отсеки выгорели дотла совместно с 39 членами экипажа. Лишь позже в ходе расследования оказалось, что виной всему — маленькая уплотнительная прокладка на одном из узлов гидравлической системы. Она должна быть сделана из меди, но в ходе одного из бесчисленных ремонтов некто вместо нее поставил шайбу из паронита, совершенно не приспособленную к перепадам давления.

Прокладка со временем прохудилась, горючая жидкость основы протекать, скопились легко воспламеняющиеся пары. Небольшая искра — и первый отсек вспыхнул. Через открытую переборку пламя ворвалось во другой. Когда члены экипажа, дежурившие в третьем отсеке, попытались разведать ситуацию и приоткрыли дверь, то тоже начали терять разум от угарного газа.

Благо переборку успели захлопнуть. Также во время воспламенения кто-то из матросов закрыл люк, ведущий в торпедный отсек. В противном случае вся подлодка была бы истреблена.

Как в СССР выстроили первую атомную подлодку, которая убила экипаж

В конце концов атомоход всплыл. Запустили дизель-генераторы и в течение нескольких часов провентилировали не затронутые огнем отсеки. На базу возвращались самостоятельно в течение четырех суток в надводном позе с наглухо загерметизированными первым и вторым отсеками.

На пути в музей

За инцидентом последовали разборки. Сначала специально сформированная комиссия наименовала членов экипажа героями. Потом их же обвинили в пожаре — в одном из помещений нашли зажигалку.

Тем временем «К-3» почистили, подварили, подвели и укомплектовали новым экипажем. Служба подлодки продолжалась еще четверть века, пока не умер СССР. В 1991 году корабль вывели из состава ВМФ и хотели превратить в музей. Но наступили тяжелые времена, и о «Ленинском комсомоле» надолго забыли. А когда припомнили, оказалось, что атомоход сгнил и фактически развалился.

Как в СССР выстроили первую атомную подлодку, которая убила экипаж

Останки «Ленинского комсомола» в 2017 году. Автор фото: yippeekayyay

Несколько лет назад останки подлодки вот-вот должны бывальщины утилизировать. Однако на этот раз у Министерства обороны России нашлись деньги. «К-3» законсервировали и, поменяв реакторный отсек на пустой, даже спустили на воду. Ныне судно стоит в порту в Мурманской области и ожидает очередного транша денег для превращения в плавучий музей.

>