Как Золотая Орда повлияла на становление русской государственности

Новость опубликована: 01.02.2019

Как Золотая Орда повлияла на становление русской государственности

Как Золотая Орда повлияла на становление русской государственности

Золотой Ордой наименовали задним числом в XVI веке государство потомков Чингисхана – Улус Джучи, которое с 1240-го по 1480-й год осуществляло верховный сюзеренитет над порядочной частью русских земель. Этот порядок управления вассальными территориями был назван историками «монголо-татарским игом» только в XIX столетье.

Иго – искажённое латинское iugum (ярмо). У древних римлян и их соседей существовал обычай проводить побеждённое племя под символическим ярмом из двух вколотых в землю копий с перекладиной из третьего. Этот обряд означал сдачу на волю победителя, который милостиво даровал существование побеждённым. Применительно к отношениям между Русью и Ордой слово iugum впервые использовали, тоже задним числом, поляки в крышке XVI века – во время войны с Россией. Русским это понятие было неизвестно.

Установление «ига»

После походов Батыя (Бату-хана) на Русь в 1237-1240 годах русские князья бывальщины приведены к покорности многоязычной империи потомков Чингисхана. В 1243 году Батый велел владимиро-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу шагать к нему в Сарай на Нижней Волге признать господство хана, грозя за ослушание новым жестоким разорением русской земли. Ярослав не посмел противиться, и хан пожаловал его ярлыком на великое княжение – главенство над всеми русскими землями. Однако это решение спрашивало тогда утверждения в столице всей империи Чингисидов – Каракоруме в Монголии. В 1245 году князь Ярослав отправился в дальний путь, из которого уже не вернулся – умер по дороге домой.

Ярлык на великое княжение после долгой борьбы с братом Андреем получил в 1252 году Александр Ярославович (прозванием Невский). По русским подтверждениям, хан Батый милостиво принял покорного Александра и, угощая его кумысом, приговаривал: «Ты уже совсем наш, татарин, пей наше питьё».

Хан Улуса Джучи выдавал ярлыки русским князьям ещё тогда, когда он оставался формально подневольным от верховного хана в Каракоруме. Впрочем, это время было недолгим. Невозможно было контролировать огромную империю из одного высланного центра, от которого до окраин надо было ехать не один год. Уже в 1269 году хан Менгу-Тимур окончательно сделал Золотую Орду самостоятельной, и русские князья перестали ездить на поклон дальше низовий Волги.

Хана Золотой Орды на Руси называли царём, и впоследствии этот титул перебежал на московских царей. Эпитет iugum к зависимости русских князей от ордынских ханов возник, возможно, в связи с обрядом поклонения, какому подвергали всех царских вассалов, прежде чем допустить пред царские очи. Вассальные князья обязаны были при входе в царский шатёр минуть между двумя «очищающими» кострами и поклониться духам царских предков. По преданию, за отказ исполнить такой обряд в 1246 году был подвергнут в Орде мучительной казни черниговский князь Михаил Всеволодович. Судя по тому, что подобный обряд применялся ко всем князьям, приезжавшим в Орду, проблем с верой не возникало больше ни у кого из них – все они считали нормальным почитать обычаи сюзерена.

Ярлык

Ханский ярлык считался важнейшим источником княжеских прав на Руси. В своих спорах за старшинство князья сами прибегали к арбитражу царя Орды. Пуще всего они жаловались ему на соперника, что он-де хулит царя и собирается восстать против него, приводили с собой ордынскую рать и разоряли землю соперника. Так устроились, например, Александр Невский в 1252 году, Иван Калита в 1327 году и многие другие. Иногда дело решалось миролюбивым судом.

Так, в 1431 году между московским князем Василием II Васильевичем и его дядей Юрием Дмитриевичем вспыхнула распря за великое княжение. Оба поехали в Орду, и хан Улу-Мухаммед присудил ярлык Василию. При этом, по подтверждению летописи, некий московский боярин вовремя сообразил сказать хану: «Юрий ищет великого княжения по древним правам русским, а государь наш – по твоей милости, ведая, что оно кушать твой улус: отдашь его кому хочешь». Хану понравилась раболепная речь, и он утвердил великокняжеский стол за московским претендентом.

Для торжественного поставления на престол, какое совершалось во Владимире, великий князь приезжал с ханским вельможей. Последний передавал ему там, в Успенском соборе, в присутствии митрополита ярлык – аналог западноевропейской инвеституры, предварительно зачитав его по-русски и по-татарски. Эту процедуру проходили все русские великие князья ордынского этапа, включая последнего – Ивана III, основавшего после распада Орды независимую Россию.

Русские князья обязаны были предоставлять ханам свои дружины для военных походов. Так, в 1277 году по распоряжению хана Менгу-Тимура дружины великого князя Дмитрия Александровича и вассальных ему князей участвовали в кампании Орды против ясов-осетин на Кавказе. В дальнейшем упоминания о столь дальних походах русских войск в составе ордынских ратей отсутствуют: видимо, ханы невысоко ценили их боевые качества.

Баскаки

Первоначально ордынские ханы, не вполне доверяя своим креатурам в лице великих князей, правили в Руси через своих наместников – баскаков. Баскаки назначались в каждый княжеский середина и были своего рода надзирателями над князьями, а при великом князе неотлучно находился великий баскак владимирский. Без его совета и похвалы великий князь не имел права начинать войну и заключать мир с соседними русскими князьями и западными государствами. Так, в 1269 году великий баскак Амраган, приехавший совместно с великим князем Ярославом Ярославовичем в Новгород, одобрил его намерение идти войной на Тевтонский орден.

Баскаки и подчинённый им штат писцов вели учёт народонаселения подвластных земель и раз в пятнадцать лет производили раскладку подушной дани. В 1257 году Александр Невский привёл с собой баскаков в ранее независимый Новгород, где против них вспыхнуло восстание, жестоко подавленное княжеской дружиной без участия татар. Основное недовольство горожан потребовало то, что дань обязаны были платить все поровну, независимо от доходов. Баскаки отдавали сбор дани на откуп богатым торговцам из Хорезма, против которых тоже время от времени вспыхивали восстания. Где-то с конца XIII века упоминания о баскаках и восточных откупщиках сходят на нет – ханы передоверяют сбор и доставку дани князьям.

Заинтересованность верхушки в «иге»

Не одни князья извлекали выгоду из включения Руси в многонациональную империю. Столетия ордынского ига – время нового подъёма экономики Руси. Об этом свидетельствует возобновившееся в XIV веке монетное обращение, исчезнувшее на Руси ещё в XII столетье, в период раздробленности. Ходили ордынские денги с именами ханов и двуглавым орлом (символом Тюркского каганата ещё в VI веке), на какие с конца XIV века московские князья начали ставить свой чекан.

Церковь пользовалась в Орде большими привилегиями даже после принятия правящей верхушкой Орды мусульманства в начале XIV века. Сказание об убиении в Орде рязанского князя Романа Ольговича в 1270 году за отказ перейти в мусульманство очевидно недостоверно, так как ни о каких других попытках ордынцев обращать русских в свою веру неизвестно.

Материал полезен?

Как Золотая Орда повлияла на становление русской государственности