Какая была клановая система на Руси

Новость опубликована: 06.12.2018

Какая была клановая система на Руси

Public domainКакая была клановая система на Руси

Клан – понятие, взятое из гэльского стиля, на котором говорят шотландские горцы. Это местная разновидность родовой общины. Через стадию родовой общины прошли все народы. Её разложение у всех проходило по-разному. Потому было бы странно, если бы где-то ещё существовали точные подобия шотландских кланов. Тем не менее, в популярной литературе часто вместо слов «род», «родовая община» употребляется «клан».

Внутри клана есть власть, основанная на патриархальных принципах. Есть глава клана, власть которого передаётся по наследству. Правда, это наследование может выходить не от отца к сыну, а к следующему по старшинству в клане, то есть от старшего брата к младшему. Монаршая династия в известном смысле также может почитаться кланом. Власть главы клана публичная и распространяется на конкретную землю, считающуюся собственностью клана.

От одного праотца

В самом всеобщем смысле клан включает в себя не только кровных и усыновленных (удочерённых) родственников, но и людей зависимых и вовсе посторонних, существующих на родовой территории клана и почему-либо взятых им под своё покровительство. В этом смысле, например, древнеримский род (gens) являлся кланом. У него была всеобщая земельная собственность, общие рабы, считавшиеся самыми младшими членами семьи, а также клиенты – люди, взятые под покровительство рода и за то обязанные оказывать ему популярные услуги. Рабы, отпущенные на волю, также переходили в число клиентов.

По мере размножения членов рода последний дробился на отдельные семейства, сохранявшие ту же организацию. Сходное устройство существовало в архаических полисах Древней Греции. Там существовало два уровня родовой организации: фила (высший) и фратрия (низший). Фратрия буквальнее соответствовала клану, так как её члены фратрии были обязаны вступать в браки только за её пределами. Античные источники засвидетельствовали уже то пора, когда традиционная родовая община заменялась соседской, и древние реформаторы как в Афинах (Клисфен), так и в Риме (Сервий Туллий) основывали, взамен кровнородственных, чисто территориальные объединения, внешне копировавшие структуру клана и его роль в управлении.

Радимичи и вятичи

Отдельные восточнославянские племена на заре русской истории, очевидно, имели вылитую структуру и сами, в свою очередь, делились на кланы. Родословные от единых предков, согласно сообщению Начальной летописи, вели племена радимичей и вятичей – от Радима и Вятко соответственно. Вообще, завершение на “–ич”, по-видимому, указывает на память об общем происхождении.

Среди восточных славян такими были ещё племена уличей (на Нижнем Днепре и Полуденном Буге), дреговичей (в Полесье), кривичей (в верховьях Западной Двины, Днепра и Великой). Для кривичей тоже устанавливается происхождение от одного легендарного предка – литовские верховные жрецы носили титул «криве», а сами кривичи почитаются славянизированным балтским племенем.

Что касается радимичей (на Верхнем Днепре и Десне) и вятичей (на Среднерусской возвышенности и Верхней Оке), то их кланово-племенная структура, очевидно, дожила до основы XII века, когда была записана Начальная летопись.

Вятичи в то время ещё не входили в состав древнерусского государства. Летописи сообщают, что ещё в половине XII века они решали все дела на собраниях старейшин племени. Старейшины были, очевидно, главами кланов, а единого князя у них не было. Родовая община длинно сохранялась у вятичей, когда в других местах Руси она уже давно сменилась соседской.

«Русская Правда» начала XI века признаёт обыкновение кровной мести, но накладывает на неё ограничения, а дополнения к ней («Правда Ярославичей») запрещают кровную месть. Это показывает как наличие родовой общины в то пора у всех восточных славян и признание её публично-правовой единицей, так и её постепенное разложение.

Клановое государство Рюриковичей

Княжеский род Рюриковичей, храня предания об общем происхождении, в значительной степени копировал структуру клана, распространяя её на целое государство. Древнерусское государство, будучи родовой вотчиной Рюриковичей, и вводило в себя разные категории зависимых людей, и обладало публичной властью на определённой территории. С течением времени род множился, и отдельные его группировки проявляли тенденцию обособляться в кланах меньшего масштаба. Уже в XII столетье разгорелась борьба за старшинство между двумя ветвями клана – Мономаховичами и Ольговичами. С этими процессами было связано и раздробление Русской земли на отдельные княжества.

Союз России московскими великим князьями представляло собой процесс утверждения власти одного из кланов над землями всех прочих. Он сопровождался уничтожением всяких связей в соперничающих кланах, лишением их земли, а порой и полным их истреблением. Эта тенденция достигла апогея в Опричнине Ивана Грозного. После неё вящие боярские роды в России можно назвать кланами лишь условно, так как внутренняя иерархия в них была заменена на прямое подданство царю.

Кланы на окраинах русских земель

Клановая система будет долго держалась в вольных городских общинах Севера Руси (Новгороде, Пскове, Вятке), а также, возможно, в самых старых казацких общинах. Обширные угодья Новгородской земли принадлежали целым местным боярским родам, главы которых имели в них целое право суда и расправы над подвластным населением. После завоевания Новгорода Москвой в конце XV века эти угодья были переданы различным московским боярам.

Предполагают, что самые первые казацкие колонии на Днепре (Запорожская Сечь), Хопре (Червлёный Яр), Дону, Нательнее Волге копировали кланово-родовую организацию, даже если такой клан не имел реального общего предка. Бежавшие в казаки люд из разных мест Руси включались старожилами в конкретный род, и только таким образом можно было получить право казацкого «гражданства». На это указывают отрыжки подобной структуры, когда ещё в XIX веке для казака считалось важным принадлежать к какому-нибудь старинному казачьему роду.

Кланом в какой-то мере может почитаться род купцов-землевладельцев Строгановых на Урале. Однако с течением времени у него, как и у других известных в России владельческих фамилий, а ещё раньше у любых казацких родов, целиком исчезает главный атрибут клана. Это – публично-правовая власть на определённой территории не только над членами рода. Она повсюду была вытеснена государственной организацией.