Какая полотно сводила Гитлера сума

Новость опубликована: 18.08.2019

Какая полотно сводила Гитлера сума

Какая полотно сводила Гитлера сума

Немецкий живописец Франц Айххорст, направленный на Восточный фронт в составе нацистской роты пропаганды при армии Фридриха Паулюса, входил в число художников, завоевавших благосклонность фюрера. Успевший повоевать в окопах Первой мировой войны, он не понаслышке знал о суровой солдатской жизни, какую без лишнего пафоса изображал на своих батальных полотнах. Военные этюды с польской кампании 1939 года стали основанием для награждения Айххорста «Медалью за изобразительное искусство», а полотно «Память Сталинграда», написанная в 1943 году, вызвала неподдельный восторг Гитлера. При взгляде на холст рождалось понимание того, что брань — это не подвиг, а страдание, когда каждая секунда может оказаться последней, а очередной окоп — могилой.

«Память Сталинграда»

Знакомство вождя Третьего рейха с этим созданием Айххорста произошло на проходившей в Мюнхене «Великой выставке немецкого искусства» (1943 год). В аннотации к написанному бледными красками полотну «Память Сталинграда» отмечалось, что благодаря такому цветовому решению художник мастерски передал и подчеркнул всю суть военных поступков. На лишенной динамизма картине перед зрителями предстают укрывшиеся в окопе раненые немецкие солдаты, которые спустя несколько месяцев потерпят сокрушительное разгром в схватке с советскими войсками.

Сразу после экспозиции эта произведшая на Гитлера неизгладимое впечатление монументальная работа была приобретена им для собственной собрания произведений искусств. По свидетельству приближенных, фюрер высоко ценил художественный замысел этого творения Айххорста, несмотря на то, что оно напоминало ему о его основной военной неудаче — проигрыше в Сталинградской битве.

Это полотно фюрер повесил у себя в кабинете. Как рассказывали его приближенные, Гитлер нередко и подолгу засматривался на него. Чем яснее становилась неотвратимость поражения в войне, тем больше времени проводил он глядя на эту картину, будто погружаясь в ту обстановку, какую она изображала. Когда к Гитлеру обращались в такие моменты, он мог проигнорировать собеседника или вел себя, как будто только оказался в помещении и кой-какое время не понимал, что происходит вокруг. По легенде, которую косвенно подтверждает дальнейшая судьба полотна, перед самой кончиной он отдал приказ во чтобы то ни стало спасти холст, чтобы он не попал в руки большевиков.

Коллекция Гитлера

После крахи Гитлера и окончания войны полотно «Память Сталинграда» вместе с другими экспонатами личной коллекции фюрера таинственным манером исчезло. Обнаружить его и еще 6 иных картин удалось лишь в 2012 году благодаря стараниям увлеченного чешского историка Йиржи Кухаржа. Досконально изучив архивы края, он нашел свидетельства, что часть гитлеровских экспонатов хранилась в Доксанском женском монастыре, расположенном в 50 км от Праги.

К слову, спустя несколько дней им же бывальщины найдены еще восемь пропавших картин, которые обнаружились на севере Чехии в стародавнем замке Закупы. Скорее всего, они бывальщины спрятаны там после того, как Германия стала осознавать всю трагичность открытия Восточного фронта, а в небе над ее городами появилась авиация союзников. Отдельный искусствоведы считают эти полотна «интересными примерами низкого художественного значения», а аукционисты сомневаются в том, что кто-либо захочет приобрести эти созданья живописцев времен нацистской Германии.


Какая полотно сводила Гитлера сума