Какие советские пилоты сбегали на Запад на боевых самолетах

Новость опубликована: 20.03.2020

Какие советские пилоты сбегали на Запад на боевых самолетах

Александр Зуев Какие советские пилоты сбегали на Запад на боевых самолетах

Человеку всегда кажется, что лучше там, где его нет. Во времена существования СССР многие граждане социалистического станы пытались нелегально перебраться на Запад. Кого-то из них встречали тепло, кого-то прохладно, но больше всех ценились угонщики военных аэропланов. Для них воздушные ворота Запада были открыты всегда.

В эмиграцию на боевом истребителе

Несмотря на декларируемые на Западе ценности демократии, вдали не все перебежчики принимались одинаково хорошо. Особенно это касалось угонщиков воздушных судов. В том случае если перебежчики похищали штатский авиалайнер, то им рады не были. Их даже могли вернуть обратно.

Иное дело военные самолеты. Учитывая, что в советское пора отечественная авиационная техника являлась лучшей в мире, за ее новейшими образцами велась самая настоящая охота. В том случае если пилот, изменив Отечеству, доставлял боевую машину на Запад, его готовы были носить на руках. Особенно ценились истребители семейств Су и МиГ. При этом надо отдать должное советским пилотам, предатели среди них попадались крайне редко. В основном, прихватив с собой боевую машину, из социалистического лагеря бежали представители краёв Восточной Европы. Венгры перебирались в Австрию и Италию на советских МиГ-15 и МиГ-21, а поляки на этих же самолетах норовили удрать в Швецию. Встречались случаи перехода на сторонку потенциального противника вместе со своими самолетами у пилотов ГДР и Румынии. Не лучшем образом выглядели пилоты союзных стран: КНДР, Афганистана, Ливии, Сирии и Кубы. Причем угоны военных воздушных кораблей происходили и после распада СССР.

Последний подобный случай произошел в январе 2013 года, когда пилот Сирии перелетел в Турцию на МиГ-23. При этом необходимо отметить, что принимающую сторонку порой интересовали даже не столько технические новшества самолетов, сколько система «свой-чужой», коды которой регулярно меняются.

Судьбина предателя

Самое интересное, что судьба большинства пилотов-перебежчиков после побега из СССР оказывалась крайне туманной. Чаще итого они просто бесследно исчезали в недрах западных спецслужб. В 1961 году один из советских летчиков на Су-9 сбежал в иранский Абадан. Его аэроплан тут же окружили сотрудники разведки США. Истребитель в течение суток разобрали на части и в таком виде отправили за океан. Вслед за ним после беседы с офицерами отдела иноземных технологий МО США последовал и пилот. Больше о нем никто ничего не слышал. Аналогичная судьба постигла в 1989 году Александра Зуева, сбежавшего на МиГ-29 в турецкий Трабзон. Желая самолет по жесткому требованию СССР вернули, летчик получил политическое убежище в США, где вскоре погиб в авиакатастрофе.

Горе-техник

В то же пора самой удивительной историей с угоном самолета за рубеж можно назвать ту, что произошла 27 мая 1973 года с 23-летним Евгением Вронским. Дело в том, что угонщиками военных аэропланов обычно являются их собственные пилоты. Что, в общем-то, логично. Но в данном случае все обстояло совершенно иначе. Евгений Вронский служил военным техником по сервису истребителей, но сам на них никогда не летал. Тем не менее желание оказаться за кордоном у молодого человека было настолько велико, что он решился на угон Су-7Б. Лукавый техник попросил своего приятеля дать ему потренироваться на летном тренажере. Получив простейшие навыки управления истребителем, Вронский пробрался в боевую машину, завел турбины и пошел на взлет. Сотрудники аэродрома были в шоке. Истребитель неровными рывками проехал по взлетно-посадочной полосе, взлетел и сделался набирать высоту, даже не убрав шасси. Любому было понятно: за штурвалом дилетант. При этом тот факт, что механик, впервые присевший в кабину пилота, сумел взлететь, уже выглядит как чудо. Направился угонщик в сторону Берлина, благо тот находился прямо по курсу самолета. Однако командование ВВС не собиралось отзывть в руки потенциального противника очередную боевую машину. На перехват поднялись 32 истребителя с территории ГДР. Но беглец опять каким-то чудом сумел проскочить сквозь них. Соображая, что приземлиться он не сможет, Вронский катапультировался над территорией ФРГ. Приземление прошло удачно. Технику-предателю предоставили политическое убежище, но дальше его отпечатки теряются…


Какие советские пилоты сбегали на Запад на боевых самолетах