Какие советские аэропланы были созданы конструкторами-зэками в «шарашках»

Новость опубликована: 15.05.2019

Какие советские аэропланы были созданы конструкторами-зэками в «шарашках»

Какие советские аэропланы были созданы конструкторами-зэками в «шарашках»

В Советском Союзе в 20-е годы была изобретена новая форма научно-исследовательских и конструкторских трудов. Ведущие специалисты в разных областях, в первую очередь в военной сфере, попадали под арест, но их не отправляли валить лес или рыть каналы, для них основывали специальные КБ. Там конструкторы, являясь заключенными, занимались своей непосредственной работой. Сажали, разумеется, не только главного конструктора, но и тяни необходимый для его работы персонал. Такая форма была уж точно экономной: зарплат платить не надо, достаточно просто кормить. А вместо наград и премий, можно было пригрозить расправой над членами семейства. Получили такие организации народное название «шарашка». Подобные формы работы использовались во всех оборонных (и не только оборонных) областях.

Началась же вся история «шарашек» с создания в 1929 году для нужд авиапромышленности Центрального Конструкторского Бюро No 39 (ЦКБ-39) ОГПУ им. Менжинского. Идея создания ЦКБ-39 возникла после ареста Дмитрия Григоровича, один-единственного авиаконструктора российской империи с мировым именем, который остался работать в СССР, а не эмигрировал. В 1928 году он был арестован, приговорён к десяти годам станов. Однако в лагерь не попал — ему было предложено составить список наиболее способных инженеров, которых можно было бы привлечь к выполнению особо значительного государственного задания. Все люди из списка были арестованы, и составили новый коллектив, который, по мнению руководства ОГПУ и должен был успешно решать задачи по созданию военной авиации.

Наиболее популярным самолётом ЦКБ-39 стал истребитель И-5, создателями которого считаются Д.П.Григорович и Н.Н.Поликарпов. Рабочее название этого истребителя было ВТ-11, что расшифровывается как «Внутренняя темница – 11». Сразу после ВТ-11, под руководством Григоровича приступили к работе над тяжелым бомбардировщиком ТБ-5. Интересно, что для разработки моторов для этого бомбовоза была организована другая «шарага» под названием Особое Техническое Бюро (ОТБ) ОГПУ по авиационным двигателям.

Одновременно с работой над ТБ-5 под руководством Григоровича бывальщины созданы истребители И-Z и ДИ-3, штурмовики ЛШ-1, ТШ-1 и ТШ-2, палубный штурмовик ШОН, морской разведчик РОМ-2, новые модификации на базе разведчика Р-5. Бригада Поликарпова трудилась над истребителями И-9, И-11 и бомбардировщиком ТБ-ФЭД-3.

Большинство заключенных из ЦКБ-39 выпустили на свободу к 1931 году. Однако идея авиационных «шарашек» очутилась живучей. 10-го января 1939 года вышел «Приказ Народного комиссара внутренних дел Союза ССР No 0021 об организации Особого технического бюро». В составе ОТБ было создано ЦКБ-29 НКВД, для труды в области авиации. Ещё в начале 1938 года с просторов ГУЛАГа в подмосковную колонию в поселке Болшево стали свозить всех взятых к тому времени авиационных инженеров и конструкторов. Число арестованных специалистов, имеющих отношение к авиационной промышленности, согласно труду Д.А. Соболева «Репрессии в советской авиапромышленности измерялось сотнями». Позже ЦКБ-29 переехало в Москву и было сформировано четыре бригады, под руководством В.М.Петлякова, В.М.Мясищева, А.Н.Туполева и Д.Л.Томашевича.

Бригада Петлякова занималась разработкой высотного истребителя ВИ-100. После испытаний аэроплана, было решено на его базе сделать фронтовой бомбардировщик ПБ-100, который и поступил на вооружение РККА под названием Пе-2.

Бригада Мясищева основывала дальний высотный бомбардировщик ДВБ-102. Создать бомбардировщик так и не удалось по традиционной причине — не было подходящего двигателя.

Бригада Туполева трудилась над дальним четырёхмоторным пикирующим бомбардировщиком «103». Создать самолёт под предлагаемые требования было невозможно, и он был переработан в обычный фронтовой бомбовоз, известный под названием Ту-2.

Бригада Томашевича работала над фронтовым истребителем «И-110» под перспективный двигатель ВК-107. Истребитель так и не принят на вооружение.

В числе иных авиаконструкторов в ЦКБ-29 попал и Роберт Бартини. В «шарашке» он в первую очередь занимался переделкой своего пассажирского самолета «Сталь-7» в бомбовоз ДБ-240. Официально эта работа была поручена его заместителю В.Г.Ермолаеву, и самолет был принят на вооружение под названием Ер-2. Работая в «шарашке» Бартини создал проекты реактивных истребителей Р и Р-114, и транспортных аэропланов Т-107, Т-108, Т-117 и Т-200. Все эти машины не были приняты на вооружение, но послужили примером для дальнейших разработок, особенно в военно-транспортной авиации. Желая само ЦКБ-29 было расформировано в годы войны, Роберт Бартини работал в заключении до 1946 года.


Какие советские аэропланы были созданы конструкторами-зэками в «шарашках»