Какое касательство на Руси обыло к гермафродитам
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Какое касательство на Руси обыло к гермафродитам

Какое касательство на Руси обыло к гермафродитам

Гермафродитом в древнегреческой мифологии звали сына Гермеса и Афродиты. По преданию, этот юноша был так отличен, что влюбившаяся в него во время купания в источнике нимфа Салмакида умолила богов навсегда соединить их, и они превратились в единое обоеполое существо. Позднее термином «гермафродит» стали именовать людей, имеющих признаки и мужского и женского пола. Встречались такие феномены и на Руси.

Как выглядит гермафродитизм?

Ученые различают истинный и ложный гермафродитизм. При истинном гермафродитизме у человека присутствуют как мужские, так и дамские половые железы, но, как правило, либо те, либо другие недоразвиты. Истинных гермафродитов встречается крайне мало: за всю историю изысканий зафиксировано не более 200 случаев. При ложном гермафродитизме половые железы сформированы правильно, но наружные половые органы имеют приметы двуполости. У мужчины-гермафродита могут присутствовать яички, но снаружи половые органы выглядят женскими, и фигура развивается по женскому образу. Женщина-гермафродит обладает яичниками, однако ее внешние половые органы похожи на мужские, мускулатура развита по мужскому типу, голос может быть низеньким, как у мужчины, может расти борода. Причиной гермафродитизма могут генетические сбои, эндокринные нарушения, а также неправильное развитие репродуктивных органов во внутриутробный этап.

«Не то баба, не то мужик»

Отношение к гермафродитам всегда было особым. В древности их считали то божествами, то чудовищами. В Средневековье стали гнаться как «отродье дьявола». Впрочем, на Руси массовые преследования людей с гермафродитизмом не зафиксированы. И все-таки отдельные эпизоды, связанные с гермафродитами, угоди в анналы истории.
Так, в «Олонецких губернских ведомостях» за 1872 год встречается заметка под названием: «Женщина, превратившаяся в мужчину». В ней говорится: «…Упомянутая Наталья Васильева ныне обратилась в мужчину, назвала себя Макаром, носит мужскую одежду и отращивает бороду».
Родители, крестная и соседи Натальи ратифицировали, что при рождении она несомненно имела признаки женского пола и всегда считалась девицей. Сама Наталья стала считать себя мужем после того как у нее начали расти борода и усы. Во врачебном отделении губернского правления 32-летнюю крестьянку тщательно обследовали и пришагали к заключению, что тело у нее развито «так, как это обычно бывает у мужчин», половые органы развиты неправильно, но они также несомненно мужские. По этой вину власти постановили считать Наталью «принадлежащей к мужскому полу».

В архивах XIX века также встречается «Дело о перечислении крестьянского мальчишку Василья в женский пол». Отец ребенка подал жалобу губернатору о том, что пятнадцать лет назад у него родилась дочь, которую он желал назвать Василисой, но местный священник, будучи «под хмельком», окрестил младенца именем Василий. Пришла пора «Василию» шагать в рекруты, и отец забеспокоился. Было проведено освидетельствование подростка, при котором присутствовали врач и повивальная бабка. По непонятной вину разбирательства длились около года, и к окончательному выводу, какого пола Василий-Василиса, так и не пришли. Вероятно, на то были определенные основания.

Неимущая Марина

Как ни странно, отношение к гермафродитизму предположительно имеет легендарная «Маринкина» башня Коломенского кремля. Считается, что прозвали ее так в честь Марины Мнишек, какая была в ней заточена. Но, по одной из версий, в башню заточили вовсе не Мнишек, а монахиню Марину Поликарпову. И произошло это уже в XVIII столетии.
Как сообщает духовный историк и краевед Валерий Ярхо, 12 июля 1732 года в Тульскую провинциальную канцелярию была доставлена здешняя уроженка – некая Марина, Поликарпова дочь, числившаяся по документам беглой. Одета она была в мужское платье, носила мужскую прическу, и наконец, при ней «была женка, какую та Марина называла своею женою».
Учинили допрос, и Марина показала, что сбежала от мужа, который вскоре скончался. Марина же сказалась тульским кузнецом по имени Иван Поликарпов и стала ходить по селам, нанимаясь на работу под видом мужчины. В селе Михайловском Богородского уезда Тульской губернии она вступила в супружество с местной крестьянкой Прасковьей Ивановой. Никто ничего не заподозрил, молодых обвенчали в церкви, и они начали жить супружеской житием. Через год супруги зачем-то решили ехать в Тулу, где их и повязали.

Обеих женщин обвинили в «преступлении против основ веры» и послали в Коломну, где их дело разбирал церковный суд. Прасковья дала показания о том, что с «Иваном Поликарповым» она жила как жена с мужем. Единственное – целиком нагим она «Ивана» не видела, так как в бане тот закрывался от нее веником. Дознаватели призадумались и в конце концов решили вызвать доктора, какой выдал следующее заключение: «У оной Марины из естественного женского уда исходил временно мужской уд».
Но это не стало смягчающим обстоятельством. Попа, обвенчавшего двух представительниц слабого пола, наказали. Прасковью Иванову отправили в женский монастырь, а «мерзкую женку» Марину Поликарпову 10 сентября 1733 года живьем замуровали в специально для этих мишеней построенном кирпичном «столпе», оставив лишь небольшое окошко для принятия пищи. Хотя вряд ли это была та самая знаменитая башня…

Тем не немного, закончилась эта история относительно благополучно. В дело вмешался Священный Синод, который, узнав о жестоком наказании, распорядился выпустить арестантку, а «столп» – разломать. Но за два месяца, проведенных в заточении, Поликарпова оглохла, поскольку все пора страшно кричала, пока голос не осип, и помутилась рассудком. Свои дни она окончила в одном из коломенских монастырей.
Вероятно, это один-единственный случай на Руси, получивший широкую огласку, когда человек так жестоко пострадал по причине гермафродитизма – скорее всего, ложного.

>