Каннибалы украшали недоеденное

Новость опубликована: 17.08.2017

Каннибалы украшали недоеденное

Гравюра Теодора де Бри, XVI век

Царапины на костях жертв древних каннибалов очутились неслучайными — по мнению исследователей, они имели ритуальное значение или сообщали информацию о погибшем.

Каннибалы украшали недоеденное

  • Синие воротнички снова в моде

  • Научись блаженствовать роскошью по новому

  • 10 бизнес-трендов, которые изменили мир

  • Санация станет быстрее и дешевле

  • Банк «Точка» и Qiwi запустят совместный сервис для небольшого бизнеса

  • Человеческие кости с царапинами и другими повреждениями — частая находка на европейских стоянках представителей мадленской цивилизации. Она зародилась в верхнем палеолите, 18–10 тыс. лет назад. Одно из наиболее крупных скоплений костей было замечено в пещере Гофа в Великобритании. Более ранний анализ останков людей из этой пещеры выявил, что они стали жертвами каннибализма. К целому выводу насчет природы царапин на костях палеонтологи так и не пришли — они могли оказаться как ритуальными узорами, так и просто отпечатками разделывания тела.

    Реклама

    Возможно, резьба по кости была частью ритуала каннибалов времен палеолита, считают ученые.

    Доктор Сильвия Белло и ее коллеги исследовали кости, замеченные в пещере Гофа в 1987 году. Кроме следов зубов и царапин на одной из них были необычные зигзагообразные узоры. Ученые прочертили тщательный микро- и макроморфометрический анализ костей и сравнили их с другими артефактами того же периода. Всего команда изучила 322 образчика царапин на костях людей и животных, как декоративных, так и нанесенных случайно.

    Каннибалы украшали недоеденное

    После анализа у исследователей не осталось сомнений, что часть царапин была наметена намеренно.

    По всей видимости, такая «гравировка» костей была частью многоступенчатого каннибалистического ритуала.

    Хотя пока ученые могут лишь предполагать, какой символический резон вкладывался в нанесение узоров. Они считают, что имеют дело с ранним и уникальным примером каннибалистических погребальных практик, который до сих пор оставался незамеченным. Итоги исследования были опубликованы в журнале PLOS ONE.

    Обнаруженные узоры могут быть символом племени, которое разделывало в пещере своих жертв. Или, так, частью похоронного обряда для тех, кто умер естественной смертью и стал источником пищи для соплеменников.

    «Модификации, которым подвергались кости, сообщают о том, что гравировка была важным компонентом каннибалистических практик и была наделена определенными символическими коннотациями, — говорит доктор Белло. — Ранее уже намечалось, что в пещере Гофа каннибализм практиковался как некий ритуал, но до сих пор у нас не было таких веских доказательств».

    «Мы не знаем, от чего умерли люд, останки которых находились в пещере, и как они туда попали. Возможно, они погибли в битве, а их тела стали пищей для остальных членов племени в голодное пора.

    Или же их тела съели потому, что верили, будто таким образом можно получить мужество того, кого ты ешь»,

    — добавляет профессор Крис Стрингер, одинешенек из авторов исследования.

    Что же касается самих узоров, Стрингер предполагает, что они наделялись не меньшим смыслом, чем татуировки. Их нанесение на кости могло быть, так, попыткой в последний раз выразить презрение к убитому противнику. Или же символы могли нести какую-то информацию о том, откуда родом был потерянный и что он собой представлял.

    Как ранее в этом году установил археолог Джеймс Коул,

    люди в древности ели друг друга скорее по социальным винам — человеческая плоть недостаточно питательна, чтобы рассматривать ее как значимый источник пищи.

    Куда лучше для этого подходит мясо вепря или коровы, которые менее сообразительны и которых легче поймать. Если съедать тело человека полностью, от мышц до костей и кожи, можно получить возле 144 тыс. калорий, это все равно составит менее половины калорий, содержащихся в одном только скелете коровы. Поэтому, находит Коул, люди могли рассматривать друг друга как источник питательных веществ только в периоды сильного голода. Учитывая, что в кое-каких популяциях каннибализма практически не было, Коул предполагает, что мотивы каннибалистических эпизодов лежат в культурной плоскости.


    Ответить