Казанский собор

Новость опубликована: 07.04.2017

Казанский собор
Казанский собор

Казанский собор

Казанский кафедральный собор — одно из крупнейших культовых сооружений в Санкт-Петербурге. Был выстроен в 1801-1811 гг. на месте маленькой и уже обветшавшей церкви Рождества Богородицы по указу императора Павла I, по проекту архитектора А.Воронихина, бывшего крепостного графа А.С.Строганова. До закладки святилища Павел І не дожил, и открывать строительство пришлось его сыну, Александру I.

Внешний вид храма несколько напоминает ватиканский собор Святого Петра. Уникальность собора — это колоннада и один-единственный купол собора, что нехарактерно для русской храмовой архитектуры московского периода. Главная святыня собора — чудотворная икона Казанской Божией Маме была перенесена из церкви-предшественницы.

Собор имеет крестово-купольную форму. В обе стороны крыльями раскинулись колоннады. Наружные стены собора, колонны, барельефы сделаны из пудостского камня, затерты рижским алебастром и накрыты снаружи серовато-желтой краской. Во внутренней отделке использованы мрамор, порфир, яшма и финский гранит. Из разных сортов мрамора, гранита, доломита и сланца отечественного генезисы выполнены и внутренние отделочные работы в соборе. Храм был освящен и открыт через десять лет после закладки и обошелся в 4,7 млн руб.

Лучшие ваятели России работали над созданием наружного и внутреннего убранства Казанского кафедрального собора. Бронзовые статуи святых Владимира, Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи и Александра Невского, выполненные Пименовым, Мартосом и Демут-Малиновским, украшают святилище снаружи. Парадные двери – точная копия дверей баптистерия во Флоренции работы мастера Гиберти. Над барельефами внутри и извне работали скульпторы Гордеев, Рашетт, Прокофьев. 56 колонн из розового финского гранита с золочеными коринфскими капителями и базами эффектно оформляют интерьер, основывая ощущение величия и простора.

Для росписи иконостаса, пилонов, стен собора были приглашены К. Брюллов («Взятие Богоматери на небосвод»), Шебуев – его работы украшают подкупольные пилоны, Боровиковский («Святая Великомученица Екатерина»), Бессонов, Бруни («Покров Пресвятой Богородицы»), Угрюмов, Басин («Вступление во храм»). Все работы выполнены в манере мастеров эпохи Возрождения. Иконостас главного придела претерпел изменения – вместо оригинального в 1834—1836 годах по проекту зодчего К. А. Тона был устроен новый, и облицован трофейным серебром, которое экспроприировали у французов. Со временем, 30 лет спустя, иконостасы нордового и южного приделов также облицевали серебром.

Внутри собор разделен колоннами на три нефа, причем центральный в четыре раза размашистее боковых. Потолок украшают алебастровые розетки, пол сделан из розового и серого карельского мрамора. Внутренние барельефы из-за сырости обрушились еще в 1814 году и бывальщины заменены росписью, фресковой и масляной живописью. Уцелели лишь скульптурные композиции над северным и южным входами «Взятие бойцами Христа в вертограде» и «Шествие на Голгофу».

В Казанском соборе хранились трофеи войны 1812 года – штандарты, 107 знамен и 97 ключей от взятых русскими армиями городов, жезл маршала Даву. В начале 20-го века они частично были переданы в Исторический музей Москвы. В северной доли храма захоронен прах М.И. Кутузова. Напротив собора установлены памятники М.Б.Барклаю де Толли и М.И. Кутузову.

В августе 1918 года настоятель Казанского собора был расстрелян совместно с сыновьями. В 1922 году начали «процесс изъятия» церковных ценностей. В 1929 году храм был закрыт. Ранее украден серебряный иконостас, вскрыта могила Кутузова, с купола сброшен крест, сожжены книги, иконы, утварь и культовые объекты были сняты и переданы различным музеям. Не изъято было только то, что невозможно было изъять. С 1930 года в Казанском соборе был размещен музей истории веры и атеизма.

В 30-70-е годы на чердаках собора были замурованы мощи святых: Александра Невского, святых Зосимы, Саватия и Германа Соловецких, святого Серафима Саровского, святого Иоасафа Белгородского. Лишь в декабре 1990 года в хранилище музея бывальщины обнаружены мощи Серафима Саровского и возвращены в Свято-Дивеевский монастырь. В 1951-1960 гг. была проведена большая внутренняя и внешняя реставрация пострадавшего от обстрелов собора. В советские годы святилище был музеем истории религии и воинской славы.

4 ноября 1990 года была отслужена литургия, а с 1991 года проводятся воскресные и торжественные службы. В 1994 году над куполом собора был воздвигнут крест, в 1999 – храму вернули статус кафедрального.


Ответить