«Китайское унижение»: из-за какого ритуала Россия не могла дружить с Китаем

Новость опубликована: 30.01.2019

«Китайское унижение»: из-за какого ритуала Россия не могла дружить с Китаем

«Китайское унижение»: из-за какого ритуала Россия не могла дружить с Китаем

В 1805 году Александр I устремил ко двору китайского императора Цзяцина крупное посольство во главе с графом Юрием Головкиным. Однако за Великую Китайскую стену политики так и не попали – их путешествие закончилось в Урге, откуда русские вернулись в Санкт-Петербург. Причиной неудачи посольства стал отказ Головкина свершить унизительный, по его мнению, китайский обряд коутоу (кэтоу).

Описание обряда

Обряд коутоу, имеющий также название «саньгуй цзюкоу», как и иные элементы китайского придворного церемониала, сложился во времена династии Тан (618-907) – эпохи наивысшего расцвета Древнего Китая. Выполнявший его человек выражал свою покорность императору Китая. Сам император совершал аналогичный ритуал по касательству к источнику высшей власти – Небу.
Чтобы сотворить полный обряд коутоу, требовалось 3 раза опуститься на колени и 9 раз стукнуться челом об пол. Челобития и колепреклонения совершались в разных ситуациях – не только на приёме у императора, но и перед его дворцом или во время зачитывания императорского указа.
Совершая коутоу, иноземцы символически принимали китайское мировоззрение, согласно которому Поднебесная империя находится в центре мироздания, а другие страны не могут притязать на равный с ней статус. Иными словами, с дипломатической точки зрения это было равносильно признанию вассалитета.

Казус Головкина

Что прикасается графа Головкина, то он не мог сослаться на свою неосведомлённость о ритуале. Пограничные власти в Урге получили от императора Цзяцина предписание обучить русского посланника всем тонкостям церемониального поклона. При этом в указе подчёркивалось, что русские должны владеть во время совершения обряда «почтительное выражение лица».
Головкин был согласен пасть на колени, но лишь на личной аудиенции во дворце, а не перед стоящим на столе портретом. Китайцы же потребовали свершить коутоу в благодарность за угощение от имени императора, которое ему преподнесли. В данной ситуации Головкин мог поклониться лишь по русскому обыкновению – стоя. Но это не устроило подданных богдыхана.
В официальной хронике династии Цин появилась запись, что русский посол не был принят, поскольку «проигнорировал церемониал». Куда немного сдержанно писали о событии «пограничники» из Урги.
«Сколько мы, Ваши ничтожные слуги, не разъясняли им дело, всячески стараясь право всё уладить, это скопище зловредных тварей совершенно не стало понимать приличий», – донесли монголы в Пекин.
По возвращении в Петербург граф Головкин разъяснил, что вёл себя в Китае достойно, но не надменно. Выслушав его историю, император Александр I целиком одобрил поведение потомственного дипломата.

Европейцы перед богдыханом

Попадавшие в Китай европейцы по-разному относились к необходимости совершать коутоу. Отдельный наотрез отказывались это делать, после чего их попросту высылали из страны, что затрудняло налаживание контактов между Европой и Китаем.
Из русских в ситуации, аналогичной той, в какой оказался Головкин, побывал отправленный к маньчжурскому двору царём Алексеем Михайловичем дипломат Фёдор Байков. Он не имел руководств относительно ритуала и побоялся, что челобитие может унизить его государя.
Через 15 лет после Головкина отказался пасть ниц перед императором британский посланник Уильям Амхерст, за что также был изгнан.
Иные путешественники и дипломаты не видели в коутоу ничего зазорного для себя. В их числе были и такие посланники русского царя, как Савва Владиславич-Рагузинский и Николай Спафарий. Не брезгали древним ритуалом послы Голландии и Португалии. Правда, если европейцы совершали обряд неумело или непочтительно, китайцы карали их розгами. Не обходилось и без курьёзов. Когда с одного из голландцев, касавшегося лбом пола, упал парик, это страшно рассмешило императора Цяньлуна.
Граждане России, Великобритании, США и Франции бывальщины избавлены от необходимости совершать коутоу после заключения в 1858 году Тяньцзинских трактатов. Другие иностранцы были признаны «совсем равными» подданным богдыхана только в 1873 году.

Материал полезен?

«Китайское унижение»: из-за какого ритуала Россия не могла дружить с Китаем