«Кодекс чести»: какие табу бывальщины у офицеров Царской армии
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Кодекс чести»: какие табу бывальщины у офицеров Царской армии

"Кодекс чести": какие табу бывальщины у офицеров Царской армии

Офицер царской армии считался не просто военнослужащим, но и лицом своей Отчизны. Именно потому большинство офицеров даже в светском обществе обязаны были вести себя благопристойно. В то время существовали как негласные, так и отпечатанные на бумаге правила, регламентировавшие распорядок действий офицера практически в любой ситуации.

Поведение в быту

Первым, кто обеспокоился поведением будущих военных в быту, был Петр I. Собственно при нем вышло в свет учение для молодежи «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». После Петра офицерский этикет вводили в жизнь и другие цари. Генерал Саблуков в своей книге «Записки о времени императора Павла и его кончине» писал, что офицеры ни в коем случае не должны бывальщины ездить в крытых экипажах, а только «верхом или в санях, или в дрожках».

В обществе офицеры обязаны были показываться исключительно в военном мундире, застегнутом на все пуговицы. Так композитор Римский-Корсаков был в свое пора исключен из гвардии только за то, что осмелился расстегнуть форму после ужина в присутствии старших по званию.

Правила поведения офицеров в социальных местах зафиксированы в брошюре «Советы молодому офицеру» под редакцией Кульчицкого, изданной в 1904 году. «Не принимай на свой счет обидных замечаний, острот, издевательств, сказанных вслед, что часто бывает на улицах и в общественных местах. Будь выше этого. Уйди — не проиграешь, а избавишься от дебоша» – пишет составитель. Также «Советы» рекомендуют офицерам избегать жестикуляции и разговоров на повышенных тонах. Примечательно, что книга Кульчицкого была так популярна, что претерпела 6 переизданий и выходила в свет вплоть до революции 1917 года.

Развлечения

Одним из самых распространенных забав в царской России, конечно, были балы. Главным условием для посещения подобных мероприятий являлась форма одежды. Непременным атрибутом офицерского костюма бывальщины перчатки. Их нельзя было снимать ни под каким предлогом, даже в случае их порчи. Как вспоминал Богданович, в 1890 году военные, плясавшие без перчаток, в качестве наказания за данный проступок были посажены в комендантскую.

Зачастую перед светскими мероприятиями военное руководство выпускало специальные указы, содержанием которых следовало руководствоваться в своем поведении. Пример тому «Приказ по Суздальскому мушкатерскому полку» от 20 августа 1807 года по случаю бала у польского князя. «Пришедши в покой, не сморкать на пол, а владеть для того целые платки. По стенам покоев похабных надписей не делать и соблазнительных членов человеческого тела не рисовать» – говорилось в документе.

Излюбленной забавой для военных был и театр. Чаще всех его посещали кавалеристы, которые слыли большими транжирами. Они считали ниже своего достоинства занимать пункты в последних рядах или в ложе. Они же всегда устраивали самые шикарные званые трапезы, от которых, кстати, офицер не имел права отрекаться.

Дела амурные

Даже амурные дела офицеров русской армии не должны были нарушать определенные рамки пристойности. Эти рамки наглядно очерчены все в той же брошюре «Советы молодому офицеру». Пункт 5-ый данного издания под названием «Правила жизни» советует не бегать за полковыми дамами: «Не заводи грязь в своей полковой семье, в которой придется служить десятки лет. Подобные романы вечно кончаются трагически».

Мало того, даже высказывания своего мнения о какой-либо девушке запрещались. «Помни, женщины во все поры были причиной раздора и величайших несчастий не только отдельных лиц, но и целых империй» – гласят «Советы». Кроме того составитель призывает сберегать репутацию «доверившейся» офицеру женщины и избегать огласки их отношений.

Но главное брошюра напоминает о том, что в жизни бывают такие ситуации, когда необходимо «принудить замолчать свое сердце и жить рассудком».

>