Когда Серову заказали портрет царя, художник находился в зените славы

Новость опубликована: 09.05.2017

Портрет последнего царя.
Портрет заключительного царя.

Портрет последнего царя.

Когда Серову заказали портрет царя, художник находился в зените славы. Популярно, что он отказывался от многих заказных работ, но это был не тот случай. Тем не менее, как мастер, знающий себе цену, он терпеть не мог, чтобы заказчик мешался в его работу советами и указаниями. Феликс Юсупов, портрет которого впоследствии писал Серов, вспоминал, что «по натуре он был независим и бескорыстен и не мог таить того, что думает. Рассказал мне, что, когда писал портрет государя, государыня поминутно досаждала ему советами. Наконец он не выдержал, подал ей пятерня и палитру и попросил докончить за него».

В литературе о Серове есть свидетельства, что портрет императора долго не удавался. Портрет писался с натуры, труд продвигалась с большим трудом, и в какой-то момент Валентин Александрович решил отказаться от заказа: «К сожалению, Ваше величество, ничего не сходит. Так иногда случается у художников. Сегодня у нас сеанс последний». Государь в простой куртке офицера Преображенского полка с неподдельной печалью сел за стол и положил на него руки. И тут Серов увидел все то, что ему так не доставало. Он молниеносно уловил и общий облик, и особый взгляд царя.

Портрет написан изумительно легкой, свободной кистью. По манере письма портрет почти эскизен, но продуманно целостен и гармоничен. Отказавшись от многокрасочной, сочной по краске живописи второй половины 1880-х годов, Серов в этот период предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или кофейных тонов, хотя и придавал им большое количество оттенков. Так написано и это произведение.

Во всей иконографии Николая II, пожалуй, лучшее изображения государя – это серовский портрет, выделяющийся необыкновенной схожестью, что отмечали многие современник. И если Серов и польстил императору, то как искусно! Простотой и безыскусностью своего мастерства.


Ответить