Когда возник миф, что на Гитлера трудилась вся Европа

Новость опубликована: 13.05.2019

Когда возник миф, что на Гитлера трудилась вся Европа

Когда возник миф, что на Гитлера трудилась вся Европа

Все оценки причин поражений в начале Великой Отечественной войне в течение всего советского периода истории нашей края базировались на выступлениях И.В. Сталина. Всего лишь через несколько дней после нападения Германии, 3-го июля в своей выговоры по радио, он упоминает, что: «Наши войска героически сражаются с врагом, вооруженным до зубов танками и авиацией.»

А уже в Докладе на торжественном заседании Московского Рекомендации депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы, который И.В. Сталин произнёс 6-го ноября 1941 года он отметил причины неудач Красной Армии, которые далее никогда не менялись. Речь шла о численном многократном превосходстве немцев в танках и аэропланах.

Причина же этого превосходства в численности была указана: «…немцы вырабатывают гораздо больше танков, ибо они имеют сейчас в своем распоряжении не только свою танковую промышленность, но и промышленность Чехословакии, Бельгии, Голландии, Франции. Без этого обстоятельства Алая Армия давно разбила бы немецкую армию, которая не идет в бой без танков и не выдерживает удара наших частей, если у нее нет перевесы в танках.»

После чего у советских историков не было поводов искать какие-то другие причины поражений, а тезис о том, что: «На Гитлера трудилась вся Европа», был принят за аксиому. И уже под эту аксиому подгонялись все имеющиеся данные в исторических трудах. Даже после смерти Сталина и его порицания Хрущевым, от старых мифов никто отказываться не стал. Мало того, даже сейчас они широко повторяются даже с экраном федеральных каналов.

При этом никакого реального подтверждения этого тезиса либо не приводят, либо даются цифры, которые ничего не подтверждают. Например, в советской «Истории Второй Всемирный войны» приводятся данные по Франции, которая дала Германии «около 4000 самолетов, около 10 тыс. авиационных двигателей, 52 тыс. грузовиков». Ну и, разумеется, никогда не забывают вклад Чехословакии.

Что касается Чехословакии (точнее Чехии, потому что Словакия стала отдельным государством), то будучи включенной в состав Рейха, её индустрия действительно работала и поставляла вооружение и все прочее для Вермахта. И вклад был немалый.

А вот что касается остальных стран Европы, то тут картина совершенно иная.

Для начала следует прояснить саму постановку вопроса. Что значит работала на Гитлера? Судя по утверждениям советских историков, выглядит так, будто заводы краёв Франции, Бельгии, Польши, Голландии и пр. производили массово всякое вооружение и прочую военную продукцию (мундиры и продукты на брани ведь нужны не меньше танков и пушек), и фактически отдавали её немцам. Но это в корне не так.

Во-первых, вооружение в европейских странах (кроме Чехии) не производилось. Лишь во Франции было налажено производства агентурных самолетов FW.189, которые в Красной Армии прозвали «рамой», но их изготовили около четырёх сотен, причем речь шагает о сборке из поставляемых с завода в Бремене деталей. На заводе французской фирмы SIPA в 1943 году пытались наладить производство учебного аэроплана Arado Ar.396, но до высадки союзников во Франции серийных машин так не выпустили. Эти самолеты выпускались во Франции уже после войны.

Популярно и про заказ у фирмы «Berliet» 30 тысяч грузовых автомобилей для Вермахта. Полноприводные грузовики этой у фирмы в 30-е годы почитались лучшими в мире, а у Вермахты были серьёзные проблемы с моторизацией. По оснащению автотранспортом Вермахт уступал (в процентном отношении) даже таким краям как Бельгия и Голландия. Все пехотные дивизии Вермахта до конца войны имели артиллерию на конной тяге. Но возникал серьёзная проблема, французы заломили за свои машины такую неимоверную стоимость, что снабжать ими армию было нереально.

То же самое было и с поставками всей прочей продукции из других стран — немцы за неё платили, и, судя по кой-каким примерам, даже очень дорого платили. Например, поставки железной руды из Швеции, без которой Германия бы долго не провоевала, обходились дорогостоящей немецкой.

Конечно, Германия, наложила большие контрибуции на побежденные страны, захватив, в том числе и огромные запасы. И, конечно, было захвачено утилитарны всё вооружение побежденных стран. Но реальная польза от этих трофеев была мизерной. Из упоминаемых в советских источниках 5 тысячах трофейных французских танков (а их было ну совершенно не 5 тысяч) на Восточном фронте использовались за все годы войны несколько десятков, включая и переделанные в различные самоходные установки. Трофейными французскими грузовиками подлинно оснастили почти треть дивизий, но этих машин хватило на пару лет войны и на наших дорогах они скоро истратили собственный ресурс.

Огромное количество захваченной артиллерии так ни раз и не стреляло. Все орудия свозились в части береговой обороны во Франции и Норвегии, где и отстояли всю войну. Боеприпасов не было, чтобы использовать их на фронте, и потому лишь очень небольшое количество трофейной артиллерии использовалось в Вермахте. И это несмотря на то, что уже в 1942 году в батареях полевой артиллерии пришлось сокращать число орудий с четырёх до трёх. Вызволяли только советские трофейные пушки и огромное количество захваченных складов с боеприпасами в начале 1941 года.

Ещё часто упоминают, что на европейских заводах ремонтировали вооружение и технику. Подлинно, факты использования французских заводов есть, но их очень немного и речь шла про французские же танки, которые пытались привести в рабочее состояние.

Разумеется, нельзя говорить о том, что победа над странами Европы не усилила военный потенциал Германии, но подходить к этому вопросу надо весьма внимательно. Ибо при тщательном изучении выясняется, что большая часть всего написанного про «Вся Европа работала на Гитлера» — это всего лишь миф, основы которому положил И.В, Сталин ещё в 1941 году.


Когда возник миф, что на Гитлера трудилась вся Европа