Конечно же, речь идет о самом старом, самом первом парке Санкт-Петербурга — Летний сад

Новость опубликована: 07.05.2017

Самый старый парк Санкт-Петербурга
Самый престарелый парк Санкт-Петербурга

Самый старый парк Санкт-Петербурга

В Санкт-Петербурге более 70 парков. Все они удивительно красивы и уникальны. Но лишь одному досталась слава — самый поэтичный парк на Неве. Конечно же, речь идет о самом старом, самом первом парке Санкт-Петербурга — Летний сад.

Заложен он был в далеком 1704 году, по велению Петра I. Спустя год после основания Петербурга, амбициозный Петр Алексеевич замыслил «перещеголять» французского короля и возвести самый роскошный сад, и, чтобы непременно был «лучше, чем в Версале». Император с детства был человеком слова. Если произнёс, значит сделает. Так, в следствии царских амбиций стал возводиться Сад, аналогов которому не было в мире.

Название свое получил из-за однолетних красок и растений (однолетники, летники), которыми изначально засаживали сад. Но не исключено, что происхождение названия «Летний сад» кроется во времени года (лето), равновелико как и Зимний сад, возведенный позднее в северной части Малого Эрмитажа. Впрочем, сам император называл его просто «огородом», поскольку тут высаживали еще и овощи, экзотические фрукты.

Проектировался сад под руководством самого императора. По замыслу Петра Алексеевича здесь должны бывальщины разместиться более двухсот скульптур, цвести несметное количество оранжерей, деревьев. Именно здесь появились самые первые фонтаны в краю. Летний сад изначально занимал лишь четвертую часть от того, что мы можем наблюдать в наши дни (около 12 га.).

Так, с разных крышек России, а также из Голландии доставлялись редкие деревья и цветы, лучшие садоводы были привлечены к работе, и Летний сад скоро рос, расширялся и благоустраивался.

Следуя европейской моде, Летний сад отличался правильными геометрическими формами. Так, в нем были устроены прямые аллеи, а кустарники и деревья подстригались в конфигурации шара, пирамиды или куба. Это нелегкое в то время дело, а вернее руководство работами, было поручено голландскому специалисту Яну Роозену.

Исподволь проект пополнялся новыми идеями, выходящие за рамки «садовых», и совсем скоро сад был превращен в образцовую царскую резиденцию с самым натуральным Летним дворцом Петра I. Ко всеобщему удивлению, дворец получился весьма скромным, и напоминал больше летний домик придворных императора. Тут нет вычурности, помпезности и величия. Всё очень просто, добротно и уютно. Совсем не похожий на дворец, внешне этот двухэтажный домик был украшен 29 барельефами, символизирующих исторически значительную победу в Северной войне.

По замыслу Петра, дворец не являлся главной изюминкой самого роскошного сада в России. Скорее — это декорация, фон к самой основной красоте.

За годы возведения сада было проделаны немыслимые по тем меркам работы: построено около пятидесяти фонтанов, каменная оранжерея, дубовые галерки, птичник для редких птиц, роскошный грот, лабиринты из растений, аллеи и площадки и много-много других садовых «выкрутасов».

Поскольку фонтаны в «Летнем» бывальщины одни из самых первых в России, технологию привезли иностранцы. Изначально фонтаны подпитывались водой от реки Лиги, проходившей недалеко от города. Тут же протянулся так называемый Лиговский канал. Но вскоре воду стали брать из реки «Безымянный Ерик». Именно фонтанам обязано наименование реки, которая из Ерика превратилась в более поэтичную — «Фонтанка». Фонтаны и система их водоснабжения были разрушены катастрофическим потопом 21 сентября 1777 года. Екатерина II приняла решение не восстанавливать их. Сегодня восстановлено всего 8 фонтанов.

Аллеи сада украшались мраморными скульптурами. Итого их насчитывалось около 250. В настоящее время скульптурная экспозиция Летнего сада насчитывает 92 объекта и принадлежит собрания Русского музея.

В большей степени они были выполнены итальянскими мастерами венецианской школы. Часть скульптур носила портретный нрав; из них сохранились бюсты Александра Македонского, Юлия Цезаря, императоров Древнего Рима – Августа, Нерона, Траяна, Клавдия, польского короля Яна Собеского, шведской королевы Христины.

Но вящая часть скульптур – не портреты, а аллегории. Так, отдельные фигуры символизируют Истину, Красоту, Благородство, Правосудие, времена суток… Перед полуденным фасадом Летнего дворца стоит одна из интереснейших скульптур сада – «Мир и изобилие», выполненная Баратта и аллегорически изображающая Ништадтский мир, какой завершил победоносную для России Северную войну.

Сидящая женская фигура с рогом изобилия в левой руке олицетворяет Россию, в правой длани у нее – опрокинутый факел, символизирующий конец войны. Стоящая рядом богиня Победы венчает Россию лавровым венком, попирая ногой издыхающего льва – символ побежденной Швеции.

Призванные Петром I воспитывать и образовывать, скульптуры Летнего сада бывальщины в новинку публике XVIII века. Обнаженные фигуры людей скорей вызывали культурный шок, нежели воспитывали хороший вкус. Летний сад Санкт-Петербурга — это энциклопедия сердечных чувств!

Самым ценным экспонатом Летнего сада была античная статуя Венеры, выполненная неизвестным италийским ваятелем во II или III веке до н. э. Статуя была найдена при раскопках в Италии в 1719 году и подарена Петру I папой римским Климентом XI. Превосходная по качеству исполнения скульптура притягивала в XVIII веке особое внимание посетителей Летнего сада как одна из главных его достопримечательностей. Теперь эта статуя, которая именуется «Венера Таврическая», находится в собрании Государственного Эрмитажа.

Одним из любимейших мест императора в саду была небольшая беседка, обступленная со всех сторон водою. По рассказам очевидцев, царь очень часто проводил время в одиночестве именно здесь — в беседке. Беседка была идеальным пунктом для любимой царской потехи — когда он хотел кого-нибудь хорошенько напоить, он приглашал «беднягу» в беседку, потому как уйти оттуда нет никакой возможности, как скоро отвалит стоящий вблизи ботик, на котором переправляются к беседке.

В 1771–1784 годах сад был отделен от Невы высокой решеткой, созданной по проекту зодчих Ю. М. Фельтена и П. Е. Егорова. Эта решетка – одно из лучших украшений набережной Невы. Ковали ее лучшие тульские кузнецы. Строили решетку и ограду почти 13 лет. А всеобщая ее длина — 232 метра. В 1824 году учёный-минералог Д. И. Соколов писал: «набережные Петербурга и решетка Летнего сада могут быть причислены к чудесам вселенной».

Кстати, именно здесь было совершено одно из самых первых покушений на императора Александра I.

4 апреля 1866 года в четыре часа дня император Александр II прогуливался в Летнем саду в сопровождении племянника и племянницы. Когда гулянье закончилась, и император направился к карете, которая ждала его за воротами, неизвестный человек, стоящий в толпе у решетки сада, попытался выпалить в царя. Пуля пролетела мимо, потому что кто-то успел ударить убийцу по руке. Злоумышленника схватили, а быстро завладевший собой император отправился в Казанский собор, чтобы отслужить благодарственный молебен за счастливое спасение. Потом он вернулся в Зимний дворец, где его уже ожидали испуганные близкие, и успокоил их.

Известие о покушении на царя быстро распространилась по столице. Для петербуржцев, для жителей всей России случившееся было натуральным потрясением, ведь впервые в российской истории кто-то осмелился стрелять в царя!

В ограде Летнего сада в память о чудесном избавлении императора Александра II была сооружена часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского, на фронтоне какой сделали надпись: «Не прикасайся к Помазаннику Моему». Часовня была снесена в 1930 году.

Часовня св. Александра Невского, встроенная в решетку Летнего сада на пункте покушения на Александра II
Летний сад был любимым местом многих известных людей. Здесь отдыхали В. А. Жуковский, П. И. Чайковский, И. А. Гончаров, М. П. Мусоргский, И. А. Крылов, В. В. Маяковский, А. А. Ахматова, Т. Г. Шевченко. В 1833 году недалеко от Летнего сада вселился Александр Сергеевич Пушкин. В саду он гулял и встречался с друзьями.

Пушкин писал своей жене: «Летний сад мой огород. Я, поднявшись ото сна, иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нём, встаю и пишу. Я в нём дома.»

В 1830-е годы появилась традиция — устраивать в Летнем саду смотр нареченных. Эта традиция прожила вплоть до начала XX века.

В 1924 году Летний сад снова пострадал от разрушительного наводнения. Восстановительные труды начали только через десять лет.

Во время блокады Ленинграда на территории Летнего сада разместили зенитные расчёты. В Кофейном домике организовали казарму, а в Чайном — склад боеприпасов и оружия. Скульптуры укрыли в земле. На территорию Летнего сада неоднократно падали бомбы и снаряды. Весной 1942 года цветники и газоны бывальщины отданы школьникам и учителям окрестных школ для разведения огородов. В связи с этим одна из аллей стала называться Школьной.

После завершения Великой Отечественной войны Летний сад был восстановлен. В Карпиевом пруду поселились лебеди. На территории сада стали гулять ленинградцы и гости города. Тут играли симфонические и духовые оркестры, устраивались художественные выставки.

В 1970-х годах вандалами в Летнем саде было сломано значительное количество бюстов и скульптур. С 1984 года оригинальные произведения искусства стали постепенно заменять на копии. Скульптуры мучатся от вандалов и в настоящее время.

Любопытный факт. Сегодня Летний сад — это филиал Русского музея. В 2008 г. Правительство Российской Федерации из федерального бюджета выделило 2,3 млрд рублей на проведение торга за право выполнения I этапа работ по комплексной реконструкции и капитальному ремонту Летнего сада.

На тендере, объявленном Русским музеем, победило ООО «Профиль», популярное на тот момент одним проектом в области реставрации — колоннадой Парадного двора Юсуповского дворца. В 2006 году при проведении реставрационных трудов четыре опорные колонны рухнули. Однако компанию-исполнителя не наказали — в «Росохранкультуре» сочли, что «имело место трагическое стечение обстоятельств». Управились «реставраторы» за 2,5 года.

На труд второго этапа было отведено 1,5 года, и обошлась она федеральному бюджету в 117 миллионов рублей. Эта сумма примерна. Окончательная неизвестна. И снова был проведен аукцион. И снова победил единственный участник тендера — ООО «Профиль».

Настоящие реставраторы — лидеры области принять участие в конкурсе не смогли. «Условия были такими, что профессиональные реставраторы отпадали сразу, — объяснил зодчий НИИ «Спецпроектреставрация» Виктор Голуб. — От участников требовалось в доказательство серьезности своих намерений предварительно перечислить 6 миллионов рублей. А таких сумм нет на счетах ни у одной реставрационной компании. Потому все профессионалы отпали сразу, и бороться за победу могли только фирмы, специализирующиеся на каких-то других, более высокодоходных обликах деятельности».

И еще немного любопытных фактов:

1. Английский лорд и знаменитая ограда

В 1780-е годы, когда возведение ограды, наконец, пришлось к концу, горожане буквально были поражены её красотой. Так, их искренний восторг нашел свое отражение в удивительно романтичной преданию о богатом английском лорде, пожелавшем на склоне лет побывать в Северной Пальмире. Согласно преданию, в пору белых ночей его яхта взошла в Неву и бросила якорь напротив ограды Летнего сада. Знатный англичанин даже отказался сойти на берег, аргументировав, что вряд ли увидит что-либо еще немало прекрасное: «Я все, что хотел, видел в Петербурге: решетку Летнего сада на фоне белой ночи».

2. «Пей до дна»

27 ноября 1718-го года в Летнем саду прошла первая в России ассамблея с участием женщин. Согласно городскому фольклору, присутствие дам не избавило эти общественные собрания от их традиционных шуток и забав, дробным исполнителем которых выступал сам Петр I. Например, тот, кто опоздал или в чем-то провинился, вне зависимости от статуса или пола был обязан выпить так именуемый штрафной кубок вина, на котором было выгравировано: «Пей до дна!». Как правило, мало кто после такого щедрого угощения мог устоять на ногах.

3. «Повстречаемся у Шарлеманя».

В 1826-м году с южной стороны Летнего сада, у знаменитой ограды появилась «младшая сестренка» — художественная решетка, отлитая по рисунку зодчего Людвига Ивановича Шарлеманя II на Александровском чугунолитейном заводе.

Конечно, её решетка не могла даже соперничать со своей знаменитой «старшей сестрой», однако она также завоевала народную любовь. Так, вход, расположенный в её центральной части, пользуется большой популярностью у петербуржцев, так как давно является традиционным пунктом для встреч.

В городском фольклоре даже появилась фраза, значение которой до недавнего времени было непонятно только заезжим: «Встретимся у Шарлеманя».

4. Разрешение на променады

Нужно сказать, что в эпоху Елизаветы Петровны сад вошёл в фазу расцвета. И по факту и по созданию. Деревья уже успели подрасти, фонтаны с журчащей в них водой услаждали взор, разбитые по проекту Растрелли цветники представляли собой сложный и многоцветный геометрический рисунок. На южной границе сада появился каскад Амфитеатр, где гордо возвышались бюсты римских правителей.

Кроме того Елизавета сделал ещё одно значительное нововведение, позволив по праздничным и воскресным дням гулять по саду «прилично одетым посетителям». Эти беспечные променады контролировали караульные, а также инженерные и садовые команды. Первые отвечали за распорядок, вторые — за общую работу фонтанов. Горожане полюбили Летний сад, поток посетителей рос и императрица повелела впускать публику и по четвергам. В 1756 году Елизавета сделал ещё одно скидка, позволил публике чином ниже второго класса появляться в саду в дни, когда она отсутствует в Петербурге. А при Петре I бородатым и людям в стальных камзолах вход в сад был строго воспрещён!


Ответить