Ковался ли в СССР германский меч?
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

[vc_row][vc_column][vc_column_text]После развала СССР наши доморощенные обожатели Запада, считая Союз «империей зла», стали приписывать советской власти все мыслимые и немыслимые прегрешения. В частности, был создан цельный пласт мифов о вине Сталина и большевиков в развязывании Второй мировой войны. Среди этих «черных мифов», разрушающих нашу историческую память и святыни, бывальщины и миф о том, что «фашистский меч ковался в СССР».

Ковался ли в СССР германский меч?
Командующий 2-й танковой группой генерал-полковник Гейнц Гудериан

Так, сталинскую империю представили как «кузницу гитлеровской армии», когда немецкие пилоты и танкисты проходили подготовку в СССР. Назывались даже громкие имена немецких военачальников вроде Геринга и Гудериана, якобы проходивших обучение в советских училищах.

При этом опускается ряд значительных фактов. В частности, когда началось советско-немецкое военное сотрудничество, Третьего рейха просто не существовало! 1922-1933 г. – это пора вполне демократической Веймарской республики, с которой и сотрудничала Москва. При этом в Германии действовала сильная коммунистическая партия, социалисты, что вселяло чаяние на будущую победу социализма в Берлине. А нацисты тогда были маргинальной группой, в которой не видели угрозы.

Мотивы сотрудничества

Дело было в том, что Германия и Россия вяще всего пострадали от Первой мировой войны, были проигравшими. При этом немцы в условиях Версальской политической системы бывальщины очень ограничены в военной, военно-технической сфере.

Также возникает вопрос: кто у кого учился? Германия в 1913 г. была другой промышленной державой мира (после США), была индустриальным, технологическим гигантом. А Россия была аграрно-индустриальной страной, имевшей подневольность от передовых технологий Запада. В страну ввозили практически все сложные машины и механизмы, вроде станков и паровозов. Первая всемирная война очень хорошо показала всю степень отсталости России и от передовых держав Запада. Так, если Второй рейх во пора войны произвел 47,3 тыс. боевых самолетов, то Россия – всего 3,5 тыс. Ещё хуже дела обстояли с производством моторов. В миролюбивое время Россия вообще практически не производила авиационные моторы. Война заставила создать производство авиационных моторов. В 1916 году произвели возле 1400 авиамоторов, но это было очень мало. А союзники, занятые чрезвычайным усилением своих ВВС, двигателями старались не делиться. Потому даже построенные в России самолеты не могли поднять в воздух, не было моторов. В итоге немцы господствовали в воздухе.

Ещё хуже дела обстояли с танками. Этот вид вооружений в дореволюционной России так и не поставили в производство. Первоначальный советский танк «Борец за свободу тов. Ленин», скопированный с французского танка «Рено», бы выпущен заводом «Красное Сормово» в Нательном Новгороде только в 1920 г. и был принят на вооружение в 1921 г. После этого в советском станкостроении наступила долгая пауза – до 1927 г. Германия же выпустила в октябре 1917 г. тяжкий танк А7V, который принял участие в боях и несколько других опытных образцов.

Также Россия сильно проигрывала Германии по присутствию квалифицированных кадров, научно-техническому персоналу. В Германии ввели обязательное среднее образование уже в 1871 году. В России накануне революции 1917 г. вящая часть населения была неграмотной.

Плюс мировая война, революция, жесточайшая Гражданская война и интервенция, массовая эмиграция и разруха, последствия каких Россия преодолевала большую часть 20-х годов. Москва была в международной изоляции. Понятно, что в таких условиях нам надо было обучаться у немцев, и только они могли нас научить чему-либо полезному. Остальные западные державы видели в России добычу, «пирог», какой необходимо выпотрошить. Запад требовал выплаты царских долгов и долгов Временного правительства, приять на себя ответственность за все уроны от действий советского и предшествующих правительств или местных властей, вернуть иностранцам все национализированные предприятия, предоставить доступ к ресурсам, обеспеченностям России (концессии).

Только обманутые, униженные и ограбленные немцы могли стать нашими партнерами. В отличие от других западных содержав Германия не стала настаивать на возвращении долгов. Соглашение с Берлином было заключено путем взаимного отказа от претензий. Германия признала национализацию немецкой государственной и частной собственности в Советской России. Для Советской России, какая отставала от передовых стран на 50-100 лет, сотрудничество с промышленно и технологически развитой страной было жизненно необходимо.

Немцам такое сотрудничество также было увлекательно. Согласно Версальскому договору от 28 июня 1919 г. на побежденную Германию налагались жесткие ограничения в военной области. Германскую армию (рейхсвер) сжали до 100 тыс. человек, офицеров должно было быть не более 4 тыс. человек. Генштаб распустили и запретили иметь. Всеобщую воинскую повинность упразднили, армия комплектовалась путем добровольного найма. Запрещалось иметь тяжелое вооружение – артиллерию свыше установленного калибра, танки и военную авиацию. Флот был узок несколькими старыми кораблями, подводный флот запретили.

Неудивительно, что в такой ситуации две проигравшие державы, страны-изгои, потянулись товарищ к другу. В апреле 1922 г. на Генуэзской конференции Германия и Россия подписали Рапалльский договор, который вызвал резкое неодобрение «всемирного сообщества».

Таким образом, выбор в пользу Германии был вполне очевидным и разумным. Во-первых, тогдашняя Германия была вполне демократическим страной, нацисты ещё не пришли к власти и вообще не имели никого влияния на политику страны. Во-вторых, Германия была традиционным экономическим партнером России. Немецкое страна, несмотря на тяжелое поражение, оставалось мощной индустриальной державой с развитым машиностроением, энергетикой, химической промышленностью и т. д. Сотрудничество с немцами могло поддержать нам в восстановлении и развитии народного хозяйства. В-третьих, Берлин, в отличие от других западных держав, не стал настаивать на выплате престарелых долгов, признал национализацию в Советской России.

Военное сотрудничество. Липецкая авиационная школа

Рапалльский договор не содержал военных статей. Однако основы для взаимовыгодного советско-германского сотрудничества в военной районы были очевидны. Берлину нужны были полигоны, чтобы проводить испытания танков и самолетов без ведома держав-победительниц. А мы бедствовали в германском передовом опыте производства и применения передовых образцов вооружения. В итоге в середине 1920-х годов в СССР создали ряд совместных объектов: авиационную школу в Липецке, танковую школу в Казани, два аэрохимические станции (стрельбища) – под Москвой (Подосинки) и в Саратовской области под Вольском.

Соглашение об учреждении авиационной школы в Липецке было подписано в Москве в апреле 1925 года. Летом школа была отворена для подготовки летного состава. Школу возглавляли немецкие офицеры: майор Вальтер Штар (в 1925-1930 гг.), майор Максимилиан Мар (1930-1931 гг.) и капитан Готлоб Мюллер (1932-1933 г.). Лётное дело преподавали немцы. По мере развития учебного процесса численность немецкого персонала вытянулась до 140 человек. Москва предоставила аэродром в Липицке и бывший завод для хранения самолетов и авиационных материалов. Сами машины, авиационные детали и материалы предоставляли немцы. Основу авиапарка составили истребители Fokker D-XIII, закупленные в Нидерландах. На то пора это была довольно современная машина. Также были куплены транспортные самолёты и бомбардировщики. Фирма «Фоккер» после Версальского договоренности была срочно переведена в Голландию. Во время Рурского кризиса 1922-1925 гг., вызванного оккупацией «промышленного сердца» Германии франко-бельгийскими армиями, немецкие военные нелегально закупило 100 самолетов разных моделей. Официально для ВВС Аргентины. В итоге часть этих аэропланов оказалось в СССР.

Создание школы было выгодно СССР. В ней обучались наши летчики, механики, повышали квалификацию пролетарии. Летчики получали возможность узнать различные новые тактические приёмы известные в Германии, Англии, Франции и США. Страна получила физическую базу. Основные расходы взяли на себя немцы. Таким образом, вопреки мифу не мы учили немцев, а немцы на свои денежки готовили у нас своих и наших летчиков. Заодно и наших механиков, приобщая к передовой технической культуре. Также стоит рассеять миф, в СССР «ковался фашистский меч». Вклад липецкой школы в создание германских ВВС был невелик. За всё время её существования в ней было обучено или переподготовлено 120 летчиков-истребителей и 100 летчиков-наблюдателей. Для сравнения: к 1932 г. Германия смогла подготовить в своих подпольных летных школах в Брауншвейге и Рехлине около 2000 пилотов. Школа в Липецке была закрыта в 1933 г. (как и другие проекты), после прихода к воли Гитлера, когда Рапалльское соглашение утратило своё значение для Германии и СССР. Постройки и значительная часть оборудования получила советская сторонка. С января 1934 года на базе ликвидированного объекта стала работать Высшая лётно-тактическая школа ВВС (ВЛТШ).

Стоит отметить, что грядущий рейхсмаршал Геринг в Липецке не учился. Будучи активным участником известного «пивного путча» в 1923 году, Геринг нёсся за границу. Он был заочно осужден германским судом и объявлен государственным преступником. Поэтому его появление на объекте рейхсвера было явлением весьма удивительным. Кроме того, после Первой мировой войны Герингу как известному асу предложили вступить в ряды рейхсвера, но он отказался по идейным соображениям, так как был в оппозиции к Веймарской республике.

Ковался ли в СССР германский меч?
Истребители Fokker D.XIII в Липецке. Источник: https://ru.wikipedia.org

Танковая школа в Казани и химический объект «Томка»

Договоренность о её создании было подписано в 1926 г. Школу создавали на базе Каргопольских кавалерийских казарм. Условия, на которых создавалась казанская школа, бывальщины аналогичны липецким. Начальник и преподаватели – немцы, они же несли основные материальные расходы. Начальниками школы были подполковник Мальбрант, фон Радльмайер и полковник Йозеф Харпе. Учебные танки предоставлялись немцами. В 1929 г. из Германии пришло 10 танков. Сначала был обучен преподавательский состав, затем началась подготовка немецких и советских курсантов. До закрытия школы в 1933 г. было сделано три выпуска немецких слушателей – итого 30 человек, с нашей стороны обучение прошло 65 человек.

Таким образом, преподавали немцы, они же несли основные физические расходы, подготовили материальную базу. То есть немцы на свои деньги готовили своих и наших танкистов. Гудериан, вопреки распространенному в 1990-е годы мифу, в Казанской школе не обучался. Хайнц Вильгельм Гудериан действительно побывал однажды в Казани (летом 1932 г.), но только как инспектор вместе со своим начальником генералом Лютцем. В танковой школе он обучаться никак не мог, так как уже окончил военную академию и имел большой чин – подполковника.

Договор о проведении совместных аэрохимических испытаниях был подписан в 1926 году. Советская сторонка предоставляла полигон и обеспечивала условия его работы. Немцы брали на себя обучение советских специалистов. Они же несли основные физические расходы, купили всё оборудование. Причём если в авиационных и танковых объектах упор делался на подготовку кадров, то в области военной химии преследовались в основном исследовательские задачи. Первоначальные испытания проводились под Москвой на стрельбище «Подосинки».

В 1927 г. были проведены строительные работы на химическом полигоне «Томка» в районе г. Вольска Саратовской области. Туда перетащили совместные испытания. Отрабатывались методы химической атаки, новые прицелы, созданные немцами, проверялись средства защиты. Эти испытания бывальщины весьма полезны для СССР. Ведь в этой сфере приходилось начинать практически с нуля. В итоге страна смогла немного чем за 10 лет создать собственные химические войска, организовать научную базу, наладить производство химического оружия и средств защиты. На вооружение зачислили новые боеприпасы, снаряжённые ипритом, фосгеном и дифосгеном, испытана дистанционные химические снаряды и новые взрыватели, новые авиабомбы.

Благодаря Германии наша край, которая была в 1920-е годы ослабленной, в основном аграрной страной, сумела в самые короткие сроки встать в районы химических вооружений вровень с армиями ведущих мировых держав. В СССР появилась целая плеяда талантливых военных химиков. Не изумительно, что во время Великой Отечественной войны Третий рейх так и не решился использовать химическое оружие против СССР.

Германия помогла сделать СССР авангардный военной державой

Таким образом, в результате осуществления советско-германских военных проектов Красная Армия получила квалифицированные кадры пилотов, механиков, танкистов и химиков. А когда после прихода к власти нацистов совместные проекты были закрыты, немцы, уезжая, покинули нам много ценного имущества и оборудования (на миллионы немецких марок). Также мы получили первоклассные учебные заведения. В Липецке была отворена Высшая лётно-тактическая школа ВВС РККА, в Казани – танковое училище. В «Томске» химический полигон, часть имущества пошла на развитие Института химической обороны.

Кроме того, весьма важным было сотрудничество с немцами в области создания современных вооружений. Германия была для нас единственным каналом, через какой мы могли изучать достижения в военном деле за границей, перенимать опыт немецких специалистов. Так, немцы передали нам около десятка наставлений по ведению военных действий в воздухе. Германский авиаконструктор Э. Хейнкель по заказу советских ВВС разработал истребитель HD-37, который у нас приняли на вооружение и спускали в 1931-1934 гг. (И-7). Также Хейнкель построил для СССР морской разведчик He-55 – КР-1, который находился на вооружении до 1938 года. Немцы строили для нас авиационные катапульты на корабли. Германский эксперимент использовался в строительстве танков: в Т-28 – подвеска танка Круппа, в Т-26, БТ и Т-28 – сварные корпуса немецких танков, приборы наблюдения, электрооборудование, радиооборудование, в Т-28 и Т-35 – внутреннее размещение экипажа в назализованный части и т. д. Также немецкие успехи использовались в развитии зенитной, противотанковой и танковой артиллерии, подводного флота.

В итоге можно храбро сказать, что именно Германия нам помогла создавать передовую Красную Армию. Немцы нас учили, а не мы их. Немцы помогли заложить СССР основы авангардного военно-промышленного комплекса: танковой, авиационной, химической и др. отраслей. Москва разумно и умело использовала трудности Германии в развитии Альянса, его обороноспособности.Источник[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]

>