Краски против бомб: отчего немецкие бомбардировщики смогли долететь до Кремля только 8 раз
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Краски против бомб: отчего немецкие бомбардировщики смогли долететь до Кремля только 8 раз

Краски против бомб: отчего немецкие бомбардировщики смогли долететь до Кремля только 8 раз

С конца июля 1941 года по конец марта 1942 года московский Кремль перенес 8 налетов немецкой авиации, в ходе какой было сброшено полтора десятка фугасных, две осветительные, более 150 зажигательных и одна наливная бомба в виде 200 литровой бочки с нефтью. Огромный лепта в защиту города от вражеских бомб, помимо солдат ПВО и советских летчиков, внесли художники и архитекторы, привлеченные для маскировки Кремля.

План защиты столицы

В первые сутки брани в небе над Москвой появился немецкий самолет-разведчик, сделавший сотни снимков советской столицы. Благодаря мощной оптике немцы подготовили детальную карту, которую знал каждый пилот Люфтваффе, летевший бомбить улицы города. На второй день в Москве была оглашена первая воздушная тревога, оказавшаяся учебной. Ее целью было выявить слабые места в обороне и понять, каким способом эффективней итого защитить Кремль от разрушений.
Наряду с бойцами ПВО и советскими летчиками от крупных разрушений Кремль спас многочисленный штаб художников, какие нарисовали в центре столицы новый город. Было предложено кремлевские укрепления по всему периметру раскрасить так, чтобы они сделались похожи на обычные городские кварталы. На Красной площади планировалось высадить деревья и заполнить ее фанерными домами.

По приказу штаба обороны художник-авангардист Яков Чернихов разработал особые изображения, которыми покрывали здания Кремля. Пролетая над центром Москвы, немецкие летчики видели плоскостные имитации леса с озерами, плотные заросли или облака. В своей работе художник учитывал, что для наведения цели у пилота есть всего несколько секунд и основной задачей стало ввести врага в заблуждение, используя для этого оптическую иллюзию.

Эффективность такой маскировки повышало и то, что вящая часть налетов совершалась ночью. Сокрытием Кремля от люфтваффе занимался специальный маскировочный батальон, в котором числились офицеры и бойцы ПВО, художники, архитекторы, строители. Контроль эффективности маскировки регулярно осуществлялся с боевых высот.

Новый город в центре Москвы

К крышке августа 1941 года центр Москвы изменился до неузнаваемости. Красные кирпичные стены Кремля превратились в дома с окнами и дверьми, башни перекрасили в различные цвета, а звезды погасили и закрыли деревянные коробами. Зеленые крыши зданий сделали коричневыми, а все дорожки внутри твердыни засыпали песком. Золотые купала соборов и церквей, накрыли брезентом, на который нанесли рисунки разработанные Черниховым.

Александровский сад и Кремлевский дворец застроили деревянными макетами, а городские мосты покрасили в черноволосый цвет. Заметную с воздуха излучину реки Москва заставили баржами, на которых установили различные постройки с освещением. Таким манером, приметный географический объект превратился в квартал с малоэтажной застройкой.

Над Мавзолеем тоже был построены имитации городского здания. Участок Тайницкого сада перекрывался подвешенным брезентом, раскрашенным под кровли обычных домов. Для уничтожения самолетов противника на территории Кремля разместили зенитные пулеметные точки и батареи ПВО. Более ста военных объединили в группу экстренного тушения.
После марта 1942 года брезент и конструкции стали постепенно снимать. Купола московских соборов удалось отчистить от краски, какая сильно въелась в металл только после 1946 года. Во время бомбардировок Кремля было убито 94 и ранено 164 человека. Благодаря продуманной маскировке крупных разрушений кремлевских домов удалось избежать.

>