«Кронпринц Вильгельм»: как затонувший немецкий линкор полетел в космос

Новость опубликована: 03.06.2019

«Кронпринц Вильгельм»: как затонувший немецкий линкор полетел в космос

«Кронпринц Вильгельм»: как затонувший немецкий линкор полетел в космос

Немецкий дредноут «Кронпринц Вильгельм» по праву почитался одним из красивейших линкоров Императорских военно-морских сил Германии. Заложенный в 1910 году, он был спущен на воду в самом начале Первой всемирный войны и принял активное участие в боевых действиях. После капитуляции Германии «Кронпринц Вильгельм» был интернирован Великобританией, но в состав королевского военно-морского флота так и не вошел. Дредноут ожидала куда более интересная судьба.

Бесславная гибель

После захвата «Кронпринц Вильгельм» и еще ряд германских кораблей были обезоружены, а команды сокращены минимума. В сопровождении Британского королевского флота суда  прибыли в Скала-Флоу – гавань в районе Оркнейских островов – неподалеку от берегов Шотландии.

Командующим интернированным немецким флотом – Флотом отворённого моря – был контр-адмирал Людвиг фон Ройтер – настоящий патриот и морской волк до мозга костей. Он прекрасно понимал, что переговоры о заточенье мира близки к завершению, и скоро весь интернированный флот будет передан союзникам. А это более двух десятков линейных кораблей и крейсеров, и возле полусотни эскадренных миноносцев. Поэтому он организовал заговор с целью затопления немецкого флота, который удалось реализовать 21 июня 1919 года. По сигналу флагмана команды кораблей возвысили германские флаги и открыли кингстоны. Не ожидавшие такого подвоха английские моряки смогли спасти лишь один линкор, три легких крейсера и 19 миноносцев, отбуксировав их на мелководье.

Так «Кронпринц Вильгельм» очутился на дне – на глубине 38 метров – в одном из самых труднодоступных участков гавани. В течение последующих 10 лет большинство затопленных кораблей бывальщины подняты и использовались Великобританией или были переданы союзникам – Франции и США. Серийные дредноуты «Кронпринц Вильгельм», «Кениг» и «Маркграф», а также четыре крейсера возвысить тогда не удалось.

Космический полет

Вспомнили о немецких кораблях лишь в начале 50-х гг. – в связи с активным развитием космической программы и нуждой использования приборов для измерения радиоактивного фона. Создание ядерного оружия, его активное применение и испытания привели к тому, что вся имеющаяся и изготовляемая в мире сталь оказалась «зараженной» радиацией. Использовать «фонящий» металл при создании авиационных и космических датчиков, счетчиков Гейгера и кое-какого другого научного оборудования было невозможно – слишком велики искажения.

Многомиллионная космическая программа США «Эксплорер» оказалась под угрозой. В нее входил эксперимент по измерению космической радиации, а в перспективных планах бывальщины опыты по обнаружению ядерных взрывов на основе регистрации изменений радиоактивного излучения планеты. Тогда и вспомнили про лежащий на многометровой глубине «Кронпринц Вильгельм». В 50-60-х гг. он сделался источником металла для американских космических спутников.

Поднять корабль целиком было проблематично, но спустить водолазов, которые разрезали его на доли, оказалось вполне реально. Металлические элементы транспортировались в США, где переплавлялись без доступа атмосферного воздуха. Последний и являлся источником всех бед – из-за содержания большенного количества радионуклидов. Существовавшие на тот момент технологии получения стали предполагали использование именно атмосферного воздуха. «Кронпринц Вильгельм» был создан до основы ядерных испытаний, а потому его металл «не фонил».

Таким образом германский красавец-дредноут по частям побывал в космосе. Правда, век таких полетов был не весьма долгим. В 1963 году было подписано соглашение о частичном запрете ядерных испытаний и в течение 10-15 лет уровень фоновой радиации снизился в 20-30 раз. Да и новоиспеченные технологии позволили создавать более чувствительные и менее зависящие от «фона» приборы.


«Кронпринц Вильгельм»: как затонувший немецкий линкор полетел в космос