Кто бывальщины прототипы повести Васильева «А зори здесь тихие»

Новость опубликована: 06.08.2019

Кто бывальщины прототипы повести Васильева «А зори здесь тихие»

Кто бывальщины прототипы повести Васильева «А зори здесь тихие»

Рита, Женя, Соня, Галя, Лиза – мало кто знает, что эти незабвенные героини повести «А зори здесь тихие» (и одноименного фильма) в реальной жизни были… мужчинами.

Предыстория «тихих зорь»

Повесть «А зори тут тихие» была напечатана в журнале «Юность» в 1969 году, затем её перенесли на театральные подмостки. А через 3 года последовала классическая экранизация Станислава Ростоцкого. Необычный по тем порам сюжет вызвал всеобщий интерес. Читатели и зрители интересовались – неужели где-то вдали от фронта действительно случилась такая трагическая история? Тогда Борис Васильев сознался, что в реальных событиях, легших в основу повести, девушки не участвовали. От вражеских диверсантов оборонялся сугубо «мужской» отряд, о подвиге какого автор первоначально и собирался написать.

События развернулись на одной из станций Кировской железной дороги, соединявшей Петрозаводск с Мурманском. Сюда – на «легковесный участок» — командование отправило семерых выздоравливающих после ранений солдат, чтобы они охраняли станцию. Но однажды в этом районе высадилась группа диверсантов. Враги намеревались взорвать рельсы, чтобы помешать транспортировке людей и грузов на черту фронта. Соотношение сил было не в пользу защитников станции. По своей боеспособности перенесшие ранения красноармейцы сильно уступали физиологически крепким, хорошо подготовленным фашистам.

Другая проблема заключалась в нехватке оружия – русским пришлось отстреливаться с помощью один-единственного пулемёта. В итоге на момент прибытия подкрепления в живых оставался только командовавший отрядом сержант – прототип коменданта Федота Васкова. Но и он исходил кровью, получив несколько пулевых и осколочных ранений. Впоследствии выжившему вручили медаль «За боевые заслуги».

Точное пункт и время данных событий Васильев не упоминал. Кировскую дорогу, как правило, пытались подорвать финны, а не немцы, из-за чего исследователи выливали предположение, что дело происходило скорее в Вологодской или Архангельской областях, где «хозяйничали» диверсанты абвера. Однако в 2002 году в «Новоиспеченном журнале» со ссылкой на военного консультанта фильма сообщалось, что история, послужившая основой для повести Васильева, случилась на станции Куолемаярви в Карелии (в переводе с финского наименование означает «Озеро смерти»).

Почему девушки?

Почему же Борис Васильев «переделал» мужчин в девушек? Сначала писатель опирался на небольшую заметку в газете «Известия», отталкиваясь от какой, стал домысливать детали. В этом автор помогал собственный боевой опыт.

«Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь, – повествовал Васильев. – И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально новоиспеченного в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось — пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки».

Исконное изменение действительно пошло на пользу произведению, которое сразу зазвучало свежо и актуально. На фронте в годы Великой Отечественной побывало 300 тысяч представительниц отличного пола, переносивших тяготы наравне с мужчинами, но до поры до времени эта сторона войны оставалась «в тени».

«Женщинам ведь труднее итого на войне <…> А тогда никто о них не писал», — объяснял автор повести.

При создании образов зенитчиц Васильев использовал наблюдения над реальными дамами. В основном у писателя получились собирательные персонажи, в которых воплотились черты различных радисток, разведчиц, медсестёр и даже одноклассниц беллетриста. Впрочем, интеллигентную еврейку Соню Гурвич, знающую немецкий язык, прозаик преимущественно «списал» с собственной жены – Зори Поляк, с какой познакомился во время учёбы в Военной академии бронетанковых войск. Соня описывается как скромная тихая девушка – такой была и Зоря Альбертовна, сделавшаяся музой для Васильева до конца его дней.

Добавим, что режиссёр Ростоцкий посвятил свой фильм памяти медсестры Анны Чугуновой, какая на войне спасла ему жизнь. Она на хрупких плечах вытащила Ростоцкого с поля боя после того, как по нему проехал танк.


Кто бывальщины прототипы повести Васильева «А зори здесь тихие»