Кто на самом деле является прародителем династии Рюриковичей

Новость опубликована: 19.05.2019

Кто на самом деле является прародителем династии Рюриковичей

Кто на самом деле является прародителем династии Рюриковичей

Про легендарного основателя древнерусского государства неизвестно очень многое, вплоть до того, был ли этот человек на самом деле. Скорее итого, на большинство вопросов уже никогда не удастся дать бесспорных ответов.

О Рюрике, жившем в конце IX века, как родоначальнике династии русских князей, сообщают только древнерусские летописи. Нет ни одного иноземного источника, который упоминал бы о Рюрике, связанном со славянами или с Русью. Есть сведения о Рёрике (Рорике) Ютландском по кличке Метатель Колец, датском конунге. Между 863 и 870 годами о нём отсутствуют сведения, за исключением того, что в 867 году его изгнали из Фрисландии. Уместно, там есть местности, называвшиеся в давние времена Виринген и Рустринген. Это косвенно может свидетельствовать о варягах и Руси и о связи с ними Рёрика. Идентичен ли он летописному Рюрику – правдоподобно, но не доказано.

Летопись сообщает, что Рюрик пришагал княжить не один, а с двумя братьями – Синеусом и Трувором, которые вскоре умерли. В XIX веке большинство учёных постепенно склонилось к версии, что эти имена, как и личности, пришли выдумкой летописца, не понявшего шведских слов sine hus и thru varing, означавших «свой род» и «верная дружина». Однако в сегодняшнее время многие исследователи разделяют точку зрения, что Синеус и Трувор были скандинавскими именами собственными, производными или искривлёнными от Сигнйотр и Торвардр.

Локализация власти Рюрика и его братьев представляет пока загадку. По летописи, Рюрик сел княжить в Новгороде, у словен, Синеус – в Белоозере, у веси, а Трувор – в Изборске, у кривичей. Если существование этих племён несомненно, то среди названных городов в конце IX века достоверно существовал только Изборск. В Новгороде не найдено отпечатков поселения ранее Х века, а Белоозеро возникает, по-видимому, ещё позже. Впрочем, отсутствие археологических следов ещё не является доказательством отсутствия события. Так, в случае с Новгородом, многие принимают версию, что немало ранним, по отношению к нему, центром была Старая Ладога.

Тем не менее, географические пределы власти Рюрика и его братьев остаются совсем непонятными. По летописному сказанию, их пригласили княжить словене, чудь, весь, меря и кривичи. Если у этого сказания кушать хоть какая-то историческая основа, это значит, что некая конфедерация двух славянских и трёх финно-угорских племён на севере Восточной Европы уложилась ещё до прихода Рюрика на княжение. В этом случае Рюрик не может считаться основателем русской государственности.

Также не понятны взаимоотношения Рюрика к городу, который потом почти три подряд столетия был центром Русского государства – к Киеву. Согласно тем же летописям, лишь «вещий» Олег – регент при сыне Рюрика Игоре – завоевал Киев, убив княживших там (тоже варягов) Аскольда и Дира. Русский каганат впервые упоминается в западных ключах в 839 году, а киевский князь впоследствии именуется каганом. По мнению большинства историков, Русский каганат находился где-то на юге. Следственно, его возникновение, как и Киевского княжения, кто бы ни был их основателем, никак не связано с Рюриком.

Исходно многие учёные не доверяли летописному преданию о добровольном призвании варяжских князей. Учитывая, что в те же самые поры норманны разоряли страны Западной Европы, основывали в ней свои королевства, держится версия, что имело место завоевание славян варяжскими дружинами. Об этом указывает и глухое упоминание в летописи о годах, предшествовавших призванию варяжских князей: «Взимали дань варяги из-за моря с словен, и с чуди, и с веси, и с мери, и с кривичей».

Кроме этого упоминания, кушать и многочисленные скандинавские военные артефакты того времени в славянских и финно-угорских землях. Однако следов масштабных военных схваток не найдено. Это позволяет некоторым исследователям трактовать вокняжение Рюрика не как завоевание, а как приглашение его с дружиной на службу местным племенам.

Гипотеза о скандинавском генезисе варягов/руси и Рюрика не является общепринятой. Летопись определённо помещает варягов на южном побережье Балтийского моря, на что обратил внимание ещё Михаил Ломоносов. А там бывальщины государства поморских славян. На острове Руяна (Рюген) находилось знаменитое святилище бога Святовита.

Среди поморских славян было племя ободритов, у каких упоминается столица Рерик. По мнению ряда историков, начиная с Степана Гедеонова в середине XIX века, имя основателя древнерусской государственности связано с этим пунктом, а сами варяги/русь – племя поморских славян. В пользу этой версии приводят ещё и такие сопоставления, что среди этих славян было племя варги (созвучное варягам), арабские географы упоминали «остров русов» где-то на норде (ср. Руяна), а Рерик созвучно древнеславянскому Рарог, означавшему сокола; между тем трезубец – символ династии Рюрика – по мнению немало исследователей, является как раз стилизованным изображением сокола.

Сомнения в этом возникают из сопоставления дат княжения. Рюрик, согласно летописи, помер в 879 году, а его сын Игорь появляется на страницах летописи как самостоятельный правитель только после смерти Олега в 912 году. Игорь жил до 945 года, причём помер не своей смертью, а был убит. Даже если Игорь был младенцем на момент смерти Рюрика, налицо явная лакуна. По версии, родившейся ещё в XIX столетии, сказание о завоевании Киева потомками Рюрика и о генезисе всех последующих русских князей от него было позднейшей вставкой в летопись.

Осознание принадлежности к потомкам Рюрика является не ранее XVI столетия – только у Ивана Грозного. Его предков, судя по всему, такие вопросы не волновали. Историк Аполлон Кузьмин в 1969 году выдвинул гипотезу, сообразно которой Троян, упоминаемый в «Слове о полку Игореве», был реальным предком русской княжеской династии. Он трактовал выражение «Слова» «на седьмом столетию Трояна» как на седьмом поколении Трояна. Это выражение применено в «Слове» к киевскому князю Изяславу Ярославичу (1054-1077). Тогда гипотетический Троян должен был доводиться Игорю дедом.

Генетические исследования выявили наличие у современных Рюриковичей по меньшей мере двух Y-хромосомных гаплогрупп. Таким манером, династия не происходит от общего предка и, скорее всего, её генеалогия искусственна.

Итак, то, что мы знаем (вернее – то, чего мы не знаем) о Рюрике, не позволяет достоверно судить об его этнической принадлежности, годах существования, политической и исторической роли, местопребывании и родственных отношениях к последующим русским князьям. Вопросов очень много, а определённых ответов нет ни на одинешенек.


Кто на самом деле является прародителем династии Рюриковичей