Пилоты каких стран воевали в Великой Отечественной войне на стороне СССР

Новость опубликована: 16.10.2019

Пилоты каких стран воевали в Великой Отечественной войне на стороне СССР

Пилоты каких стран воевали в Великой Отечественной войне на стороне СССР

О том, что иностранные летчики воевали на стороне Красной Армии в Великой Отечественной брани, известно многим. Но мало кто сходу сможет назвать какие-то иностранные части, кроме полка «Нормандия-Неман».

А в советском небосводе ведь сражались и пилоты других стран. Причем во всех случаях, когда бок о бок сражались советские и иностранные летчики, статус их и история появления в СССР отличались.

«Нормандия-Неман»

Про эскадрилью, а затем и полк «Нормандия» написано много. И фильмы есть, и книги, поэтому его история относительно неплохо известна.

Стоит лишь добавить, что полк этот на самом деле назывался Groupe de chasse no 3 «Normandie» (GC 3) и являлся подразделением армий Сражающейся Франции. А находился в Советском Союзе и воевал в Красной Армии по межправительственному соглашению. За время войны в полку служили 96 французских пилотов (наземный персонал был советский), из которых 42 погибли.

Менее известно, что этот французский полк существует и сегодня. А до 2009 года в советских и российских ВВС был 18-й гвардейский Витебский двукратно Краснознамённый ордена Суворова второй степени и Почётного легиона штурмовой авиационный полк «Нормандия-Неман». Этот полк во пора Великой Отечественной воевал вместе с «Нормандией» в составе 303-й истребительной авиадивизии и стал своеобразным наследником французской доли.

Британцы в небе Мурманска

Первыми иностранными летчиками на советско-германском фронте (с нашей стороны) стали английские пилоты 151-го авиационного покрывала британских ВВС. Как рассказывает Михаил Быков в статье «Харрикейны» в Арктике», в конце августа 1941 года с первым конвоем две английских эскадрильи на истребителях «Харрикейн» барыши в Архангельск. Оттуда уже своим ходом перелетели в Мурманск. Задачей английских летчиков было прикрыть арктические конвои. Во другой половине октября английские летчики убыли обратно, а свои самолеты оставили пилотам авиации Северного флота.

Польские авиационные доли в СССР

Польские авиационные части в Советском Союзе начали создавать ещё в 1940 году из числа польских военнопленных.

После нападения Германии на СССР формирование всех воинских долей из пленных поляков шло во взаимодействии с польским правительством в изгнании. Однако в 1942 году отношения с польским правительством в Лондоне бывальщины разорваны, а все польские формирования были отправлены через Иран в Европу.

С 1943 года в СССР стали формировать собственную польскую армию, в том числе авиационные доли. Сначала появилась истребительная эскадрилья, потом истребительный и ночной бомбардировочный полки, в октябре 1944 года уже было три авиадивизии: бомбардировочная, штурмовая и истребительная.

На территории СССР собственно польских пилотов осталось немного, большинство убыло на Запад. Поэтому польские полки в основном комплектовались советскими летчиками, но поляками по национальности. В большенный стране можно было найти представителей любых народов.

Чехи и словаки

О том, что чешский пехотный батальон был первой из иноземных частей, вступившей в бой (в январе 1942 года) в составе Красной Армии, писали не раз. А вот откуда взялись чехи в СССР в таком числе, найти информацию не сразу удается.

Подобно полякам, чехи так же были из числа военнопленных. С Чехословакией Советский Союз, как популярно, не воевал, но в составе польской армии в 1939 году был чешский легион, который сдался Красной Армии. Большая доля легионеров перебралась на Запад. Там они сражались в составе английской армии. Оставшиеся в СССР послужили ядром для формирования чешских долей в РККА.

В 1943 году в составе чешских сил было предложено сформировать авиационную эскадрилью. Но чешское руководство не согласилось на то, что эскадрилья будет укомплектована советскими пилотами чешской национальности. Вместо этого в начине 1944 года из Великобритании прибыло 20 пилотов-чехов, уже воевавших в составе английских ВВС. Кроме них ещё 20 чешских военнослужащих бывальщины отправлены в летную школу Красной Армии.

Неожиданное пополнение эскадрилья получила 9-го мая, когда в её состав вошли два словацких пилота, дезертировавших из вермахта. Причём один из них до этого сбил 12 советских самолетов.

Позже эскадрилья была развернута в полк, а затем и в дивизию. Чешские пилоты участвовали в Словацком национальном восстании, но после его поражения вернулись в состав Красной Армии.

Югославские партизаны

Партизанская армия Тито в Югославии отнюдь не являлась гурьбой штатских людей, кое-как вооруженных (именно так привыкли воспринимать партизан по фильмам о войне). Это была настоящая армия со своей артиллерией и даже танками. А создание югославской авиации завязалось в 1944 году. Тогда, по соглашению между правительствами двух стран, к партизанам перелетели две советские авиадивизии: истребительная и штурмовая. Они должны бывальщины оказывать авиационную поддержку и подготовить две «параллельные» дивизии из югославских пилотов, которым потом следовало передать свои аэропланы.

Югославская дивизия была готова в январе 1944 года и начала боевые вылеты совместно с советской авиацией. Однако, ни одной воздушной победы югославские истребители не одержали, поскольку к тому поре им воевать уже было не с кем.

Испанцы в небе СССР

Как таковых испанских авиационных (и не только авиационных) частей на советско-германском фронте с нашей сторонки не было. Единственная попытка была предпринята летом 1941 года. Как пишет в своей работе «Цвета военного небосвода: коммунистический интернационал советско-германского фронта» Михаил Быков, группа испанских летчиков проходила обучение полетам на немецких аэропланах. Задачей группы была разведывательная и диверсионная деятельность. Но всё это было покрыто завесой секретности, известно лишь, что группу не сформировали.

Испанских пилотов в частях Красной Армии было немало. Большое количество испанцев бежало в СССР после гражданской войны и осело в Советском Альянсе. Те, кого вывезли подростками, к началу войны успели закончить советские школы и служили в Красной Армии. Кто-то сделался лётчиком и даже достиг успехов.

Самым результативным из испанских пилотов стал Хозе Санта-Мария Паскуаль. Как рассказывает историк авиации Михаил Быков в статье «Испанская печаль», в ходе Сталинградской битвы Паскуаль сбил лично 3 немецких самолета и ещё 5 им было сбито в группе. Над Сталинградом испанец и погиб. Прочие испанцы сбили максимум по 2-3 самолета. Так получилось, что почти все лётчики-испанцы, на счету которых были победы в воздушных боях, не вернулись из полета. Они отдали существование за свою новую Родину, вместе с польскими, чешскими и французскими пилотами.


Пилоты каких стран воевали в Великой Отечественной войне на стороне СССР