Лев Мациевич: как русский инженер желал построить первый в мире авианосец

Новость опубликована: 23.06.2019

Лев Мациевич: как русский инженер желал построить первый в мире авианосец

Лев Мациевич: как русский инженер желал построить первый в мире авианосец

В наши дни авианосцы, как правило, сопровождаемые группами вспомогательных кораблей, являются наиболее грозным оружием военно-морского флота раскрученных стран мира. При этом практически никто в современном мире не знает, что первый авианосец должен был быть построен в России в далеком 1910 году.

Гениальный проект

Представлялось бы, в XX начале века, когда авиация только прокладывала себе дорогу в будущее, создание авианосцев не только выглядело фантастично, но и было невозможным в техническом плане. Это не так! Лев Мациевич, популярный русский военно-морской инженер, опытный моряк и седьмой по счету летчик Российской империи уже в первом десятилетии XX века размышлял о том, как организовать взлет и посадку самолетов с палубы кораблей. Талантливый изобретатель справедливо полагал, что появление у России первого в вселенной авианосца существенно поднимет ее обороноспособность.

В октябре 1909 года авиатор передал начальнику Морского генерального штаба Российской империи его собственный проект первого в мире русского авианосца. Летчик предлагал разместить на палубе корабля сразу 25 самолетов. Причем тяни проект был продуман до мелочей и являлся технически реализуемым. Самое удивительное, что изобретатель оказался максимально близок к современному варианту конструкции авианосцев. Его проект содержал в себе описание навесной палубы для взлета и посадки самолетов, а также электрическую разгонную лебедку с эффектом катапульты. Вылитые по своей сути механизмы применяются на современных кораблях. При посадке Мациевич планировал использовать тормозные сети, гасящие скорость аэроплана.

На прожекты денежек нет

Каков же был ответ Морского генерального штаба? Как это водится в России, проект строительства авианосца признали крайне интересным, но выделять на него казенные денежки категорически отказались. Однако инженер не успокоился на этом и внес новое революционное для своего времени предложение по созданию гидроаэропланов. Увы, этот проект постигла та же удел, а спустя год во время одного из полетов погиб сам Мациевич. На его похороны в 1910 году собрались более десяти тысяч человек, так талантливый авиатор и инженер был популярен в народе. Казалось бы, об авианосце со смертью носителя идеи должны были забыть. Но нет! Идея буквально витала в атмосфере.

Уже через полгода после смерти Мациевича пороги военного министерства начал обивать его близкий друг подполковник Михаил Канокотин. Он вторично подал начальнику Морского генерального штаба сейчас уже доработанный проект Мациевича по применению самолетов на флоте. Подполковник даже указал корабль, который мог бы стать прототипом первого русского авианосца, – броненосец «Адмирал Лазарев». Корабль было старым, но после модернизации превратилось бы в отличный испытательный полигон для отработки взлетов самолетов с палубы корабля. Истина, взлетать должны были всего 10, а не 25, как предлагал в свое время Мациевич, аэропланов. Денег данный проект утилитарны не требовал, лишь добрую волю руководства Морского генерального штаба.

Волокита или диверсия

Как ни странно, но на этот раз дело скоро сдвинулось с мертвой точки. Морской технический комитет дал положительную рецензию на переоборудование старого броненосца в авианосец. В свою очередность известный во всем мире русский кораблестроитель Алексей Крылов безапелляционно заявил, что проект интересен и может быть реализован в кратчайшие сроки. Михаил Канокотин порадованный благоприятным началом, сел за чертежи. По его замыслу взлетать и приземляться аэропланы должны были с верхней палубы корабля. На нижней палубе броненосца разместился бы ангар, снабженный двумя лифтами для подъема и спуска самолетов. Но по завершении этапа составления чертежей дело остановилось. Проект с мишенью претворения в жизнь был передан в Морской генеральный штаб, где почему-то затерялся среди прочих бумаг. Спустя всего несколько месяцев после обрисованных событий свой первый взлет с палубы корабля совершил американец Юджин Эли, несправедливо записанный историей в создатели первого авианосца. Что это было: чиновничья глупость и халатность или шпионские происки? Произнести сложно…

Материал полезен?

Лев Мациевич: как русский инженер желал построить первый в мире авианосец