«Лихие 90-е» и их специфические черты

Новость опубликована: 03.08.2019

«Лихие 90-е» и их специфические черты

В самом деле, а что это я всё о советском поре? Давайте вспомним что-нибудь поближе к нашему времени. Например – «лихие 90-е». Какие ассоциации вызывает эта фраза? Малиновые пиджаки. Турецкие кожаные куртки. Шестисотые мерседесы. Это символ успеха. Вообще, появление понятие «Новоиспеченные русские».

Уродские ватные вкладки в плечи пиджаков и курток – хоть мужских, хоть женских. Уродская мужская мода на обувь «успешных состоятельных» в облике чёрных кожаных мокасин с какой-то бахромой типа шишечек поверху этих мокасин и обязательные белые носки. Джинсы «Мальвины». На самом деле – Mawin.

«Лихие 90-е» и их специфические черты

Московский Рижский базар плавно разросся на всю столицу. Бесконечные шпалеры людей на всех центральных улицах, торгующих чем угодно, лишь бы продать.

«Лихие 90-е» и их специфические черты

На фото: Москва, Рижский базар, 1991 год.

Возле Детского мира спираль торговцев, опоясывающая здание несколько раз. И каша покупателей. Цыганская косметика (про блёски ходят вести, что цыгане просто смешивают битые ёлочные игрушки с вазелином; но люди покупают), водка, икра, сумки, да вообще всё что угодно. Мерят всё тут же.

«Лихие 90-е» и их специфические черты

На фото: уличная торговля возле Детского мира, Москва, начало 1990-х.

Бандиты. Разборки. Убийства. Общее суждение, что если откроешь собственное ТОО (позже они стали называться ООО), то на тебя сразу «наедут».

«Лихие 90-е» и их специфические черты

На фото: Москва. Уличная торговля визави Детского мира рядом со зданием бывшего КГБ СССР, 1992 год.

Киоски на каждому углу. В киосках опять же продаётся всё: кожаные турецкие куртки, продовольствие, водка, видеокассеты. Некоторые из продуктов того времени сегодня к сожалению исчезли. Например, газированная вода из смородины Hero, какая мне очень нравилась.

«Лихие 90-е» и их специфические черты

На фото: киоски на проспекте Калинина, Москва, 1992 год.

Первые редкие и страшно дорогие бутики.

Доллар. Отслеживание курса доллара сделалось чуть ли не национальным спортом. Он пёр вверх и пёр. Доллары поначалу продавали и покупали везде, в том числе в пресловутых киосках. Потом сделались почковаться обменные пункты. Постоянные слухи о том, как в этих пунктах обманывают людей.

«Лихие 90-е» и их специфические черты

На фото: передвижной пункт обмена валюты. Москва, Новоиспеченный Арбат, 1993 год.

Постепенное умирание магазинов, оставшихся от советского времени. Большей частью в их огромных залах стали являться небольшие магазинчики. То есть первые «как бы торговые центры» – это наспех переоборудованные бывшие советские большие т.н. «фирменные» лавки («Весна», «Москвичка» и т.п.)

Такое же перепрофилирование бывших советских кафе и ресторанов. В бывшем ресторане «Метелица» на бывшем Калининском проспекте отворили одно из первых казино (Чери-казино, кажется). Всё такое в лампочках, как в Лас-Вегасе. В котором ещё никто не бывал.

«Лихие 90-е» и их специфические черты

На фото: Ночной клуб Черри Казино. Москва, Новоиспеченный Арбат, 1993 год.

Но появляются и новые рестораны и пиццерии, которые первоначально воспринимаются как западные крутые рестораны.

«Лихие 90-е» и их специфические черты

На фото: Москва, Кутузовский проспект, 17. Пицца Хат. 1992 год.

Арбат – от кромки до края торговля сувениркой и бывшей советской формой. Орденами и медалями. Слухи о том, как людей убивают из-за орденов. Особую ценность воображает Орден Ленина и т.п. награды.

«Лихие 90-е» и их специфические черты

На фото: Москва, Арбат, торговля советской военной формой. 1992 год.

Людей убивают, уместно, не только из-за орденов. Поначалу убивают даже за видеомагнитофоны. Компьютеров в личном пользовании пока ещё почти ни у кого нет. Компьютер (какая-либо PC-386) стоит просто космических денег.

В квартирах зажиточных граждан стали появляться железные двери. Появился новоиспеченный вид бизнеса: дома несколько видаков (иногда используется слово «видик»). Один мой знакомый тиражировал видеокассеты на шести собственных видеомагнитофонах. Любой вечер с двумя огромными баулами только что записанных кассет он ходил по киоскам возле метро. Его ждали с распростёртыми объятиями, потому что новоиспеченные видеокассеты отлетают только в путь. Бизнес дико доходный и такой же дико рискованный. Убить могут в любую минуту.

«Лихие 90-е» и их специфические черты

Спирт Royal. Он всюду. Литровые, чаще всего зелёные бутылки с этикетками со стилизованными гербами несуществующих стран. Поначалу спирт настоящий. Его тянут все. Кто скажет, что жил в 90-х и не пил спирт Royal – тот гнусный враль. Иной раз за ночь уходило по несколько литровых бутылей этого спирта. После стали подделывать и его.

Впрочем, девушки предпочитают пить ликёр Amaretto.

«Лихие 90-е» и их специфические черты

Вообще, появляется много всякого нового необычного пойла,

В зонах появляется самопальное кабельное телевидение. Чаще всего по вечерам показывают пару видеофильмов, причем часто в ужасном качестве, плюс музыкальные передачи. После ассортимент постепенно увеличивается.

«Лихие 90-е» и их специфические черты

Заставка телеканала ТВ-6

ТВ-6. Появляется такой новый телеканал. Американский. Или совместный. Проект Теда Тёрнера и Эдуарда Сагалаева. Любой день показывают два американских фильма (в основном фильмы 50-х – 60-х годов) и американские мультики типа про Папайя Моряка и Багса Банни. Любой день это смотреть малость нудновато, однако по остальным центральным каналам идёт вообще какая-то жуткая дребедень.

«Лихие 90-е» и их специфические черты

Начинает являться реклама. Ножки Буша. По небу строем летят куриные окорочка и все этому дичайше рады. Как говорят, потом иноземным рекламщикам объяснили, что для России не очень приятной является тема, когда по небу плывёт что-то, напоминающее бомбардировщики. Желая, если вдуматься, англичанам такая тема ещё менее приятна. Впрочем, возможно в Англии такой рекламы никогда не крутили.

«Лихие 90-е» и их специфические черты

Реклама водки «Распутин» с оригинальной «подмигивающей» этикеткой.

Сообщая о 90-х, как не вспомнить убийство Влада Листьева? Тогда это убийство очень многих людей поразило. Многим стало ясно, что раз даже таких популярных людей убивают, то времена пошли крутые.

«Лихие 90-е» и их специфические черты

На фото: первый ведущий телепередачи «Поле чудес» Владислав Листьев.

Ну а что ещё произнести о «девяностых»? Да много чего можно вспомнить и смешного, и страшного. Можно, например, вспомнить восстание 1993 года, какое закончилось расстрелом из танков здания Верховного Совета 4 октября.

«Лихие 90-е» и их специфические черты

На фото: зеваки с крыши дома наблюдают штурм Белоснежного дома 4 октября 1993 года.

И в тоже время, небывалая свобода собраний и разных мероприятий. Возле только недавно показавшейся Госдумы (её передали здание бывшего Госплана СССР) любые граждане свободно могут проводить пикеты.

«Лихие 90-е» и их специфические черты

На фото: Пикет перед входом в Госдуму РФ, 1995 год.

Ныне подойти к главному входу в Госдуму простой человек не сможет – вход защищает крепкий забор. А через площадь визави, возле бывшего музея Ленина находиться самая знаменитая среди национал-патриотов точка торговли оппозиционной литературой, имеющая неформальное наименование «У Бланка». В каждом номере газеты, которая там продаётся, на чём свет кроют Бориса Ельцина и его правительство. В ста метрах от Кремля. И никого не арестовывают. Тиражи не конфисковывают.. Ныне в такое просто поверить невозможно

А вообще девяностые были тем временем, когда каждый, кто хотел действовать, мог добиться весьма ощутимого итога. Да, ужасно, что огромные массы населения, особенно социально неадаптивного – пенсионеры и люди предпенсионного возраста – были повергнуты в самую невообразимую нищету. Собственно, не будь этого, не было бы и событий 1992 и 1993 года. Но при всём при том, для тех, кто был молод и энергичен – были отворены очень многие возможности. Просто разные люди выбирали разное. Я, например, выбрал политику. И уже в конце 90-х был кандидатом в депутаты Госдумы РФ от оппозиционного блока ДПА.

Отчетливое понимание цели и бешеная энергия. В «девяностых» этого было достаточно, чтобы взять почти любую вершину. По линии, конечно, можно было и шею сломать. Не все дошли. Многие погибли по дороге. Это входило в правила игры. Да и вершина потом не вечно оказывалась тем, чего хотелось.

«Лихие 90-е» и их специфические черты

На фото: Москва, Новый Арбат. Вкладчики Мост-Банка пытаются получить свои сбережения. Август 1998 года.

Условные «лихие 90-е» закончились наверное в 1998 году дефолтом, когда катастрофически рухнул рубль и даже многие из тех, кто в предыдущем периоде «поднялся», заработав что-то, опять оказались на грани нищеты. И начался другой период в жизни страны.

«Лихие 90-е» и их специфические черты

На фото: Москва, Новый Арбат, очередь в обменный пункт валюты, 1998 год.

Ну а что вы помните о 90-х? Поделитесь в комментариях.


«Лихие 90-е» и их специфические черты