«Совком» сейчас именуют всё, что так или иначе связано с советским периодом истории.
Все чаще встречаются негативные мнения современников о советском прошлом.
Говорят, что была непрерывная уравниловка, не было возможности хорошо заработать, купить квартиру или машину, выехать за рубеж. Человеку непосвящённому может показаться, что люд в те годы влачили жалкое нищенское существование. Но так ли это было на самом деле?
Если сравнить среднестатистического жителя нынешней «капиталистической и демократической» России и того же среднестатистического гражданина Советского Альянса, то сравнение явно не в пользу первого.
Вот как описывает жизнь молодого специалиста 1960-х годов одна из нынешних пенсионерок:
«Существование в те годы была разнообразна и многогранна. Кому-то она была по душе, а кому-то не очень.
Для абитуриентов, поступающих в Вузы и техникумы, в то пора были установлены определённые льготы.
Например, для тех, кто отслужил в армии или имел стаж работы не менее двух лет.
После восьмого класса я устроилась на труд на судоремонтный завод в конструкторское бюро копировщицей, а по вечерам доучивалась в школе.
Те, кто учился и работал, должны были оканчивать не десять, а одиннадцать классов. Для вечерних школ была собственная программа обучения, предусматривающая профессиональную ориентацию и более глубокое изучение естественных наук.
При пароходстве был открыт филиал приёмной комиссии института инженеров морского флота. Окончив школу и отработав к тому поре три года, я сдала экзамены в этом филиале и поехала на учёбу в институт.
Таких, как я студентов называли «направленцами», то есть устроившимися по направлению предприятия. Мы получали стипендию от своего родного завода. По тем временам это была довольно приличная сумма – сорок рублей в месяц.
По завершению института «направленцы» должны были отработать на предприятии не менее двух лет. Таким образом, уже к двадцати пяти годам страна получало профессионала со стажем.
Многие из нас оставались работать на предприятии на всю жизнь, но были и те, кто выбирал для себя другой путь.
Молодым специалистам подавали квартиры и подъёмные, кроме того на предприятии можно было взять беспроцентную ссуду на длительный период.
Те, кто поступал на всеобщих основаниях, по окончании института попадали под распределение, то есть направление в те регионы, где особо нуждались в таких кадрах.
Для многих это самое распределение представлялось катастрофой, направляли чуть ли не на край света – в Магадан, Находку, Владивосток. Столичные ребята не очень-то хотели бросать свои родимые края и чаще всего устраивались в городе не по специальности. Но из тех, кто всё-таки отправился по распределению, почти никто не пожалел о своём решении. Ведь у них бывальщины вполне ощутимые преимущества:
Во-первых, это более высокая заработная плата с учётом районного коэффициента.
Во-вторых, это более ранний выход на пенсию, ведь там год труды считался за полтора.
Благодаря своим сбережениям, почти все они купили машины, а кое-кто к концу 1990-х переехал в тёплые кромки. Кто не успел, тот потерял всё – дефолт 1998 года обнулил все депозиты.
Студентам на время учёбы с сентября по июнь предоставлялась скидка в 50% на все облики транспорта.
Особенно выручала эта скидка во время каникул, когда можно было за полцены съездить домой. Те студенты, какие жили недалеко, катались домой почти каждую неделю. Привозили полные сумки с домашними продуктами, после чего общежитие дня четыре объедалось.
Так как я существовала очень далеко и мои родители не могли мне высылать много денег, мне было не по карману на зимних каникулах кататься домой. Зато я не отрекалась погостить у подруг, благодаря чему мне удалось побывать во многих крупных городах европейской части Союза – таких, как Рига, Кишинёв, Киев и Ленинград.
Сейчас сообщают, что мы тогда жили бедно и выстраивались в очередь за колбасой, но это неправда.
Всё началось при Горбачёве с его долбанной перестройкой.
Единственное, что было здорового в период его правления, так это продовольственная программа и частное предпринимательство.
Кто-то даже подумал, что Михаил Сергеевич пытается возродить НЭП ленинского этапа. Появились предприниматели, которые получили возможность выращивать, перерабатывать сельхозпродукцию и продавать её в кооперативных магазинах.
Но тут, как и тогда, вышла промашка – ушлые предприниматели быстро сообразили, что к чему, стали закупать продукты по государственным ценам и перепродавать их уже по коммерческим ценам в три раза дороже.
До перестройки проблем с продуктами не было.
Разумеется, не было такого разнообразия, как сейчас, но все продукты были натуральные и очень высокого качества.
В торговой сфере было немало людей, какие пытались нажиться и искусственно создавали дефицит товаров. Были и фарцовщики, которые переклеивали ярлыки и продавали отечественную продукцию как импортную.
Но это бывальщины единичные случаи, а не чётко отлаженная система.
Перебои с продуктами, которые время от времени возникали в некоторых населённых пунктах, бывальщины исключительно на совести руководителей регионов и силовых структур, за что все они несли ответственность.
Иностранные студенты, которые обучались в советских Вузах, приходили в восхищение от вкуса наших продуктов. Они нам очень завидовали и говорили, что мы уже живём при коммунизме.
Ведь во многих европейских странах, включая так именуемый «социалистический лагерь», цены на продукты питания были очень высокими. В то же время лёгкая промышленность там была развита весьма хорошо, в особенности производство мелкой бытовой техники и одежды, которые там стоили значительно ниже, чем в СССР.
На самом деле в то пора советским людям завидовал весь мир, ведь только у нас был особый общественный настрой – дух единства и дружбы всех национальностей, взаимопонимание и обоюдная поддержка людей.
Руководство страны стремилось ставить и реализовывать цели, направленные на улучшение жизни людей. И если что-то не получалось, то в этом было виновно не правительство, а конкретные люди, плохо выполняющее свою работу.
Плановая система хозяйствования имела свои преимущества и недостачи. При выполнении плана предприятия получали премии, а город наводнялся импортными товарами.
Поездки в колхозы тогдашние школьники пуще всего воспринимали как романтические вылазки на природу, не говоря уже о студентах. В пик уборочной поры учащихся школ и ВУЗов отправляли «в длительную командировку» с ночёвкой и столом. Кормили сами колхозники очень сытно, как говориться, «на убой». Многие возвращались в душный город посвежевшие и поправившиеся на несколько килограммов. В нехорошую погоду на поле не выходили, читали газеты, смотрели телевизор и устраивали танцы.
В те годы очень хорошо была раскручена транспортная система. Это сейчас все междугородние перевозки и поездки осуществляются через Москву, а тогда существовали крупные транспортные узлы, вяжущие между собой все направления.
Не удивительно, что сейчас многие предпочитают поездки за рубеж. Ведь объехать родной край гораздо дорогостоящей чем, скажем, посетить курорты в Италии или Греции.
Тогда же цены по всем направлениям были низкими и доступными каждому, можно было любое лето посещать родственников, проживающих в любом регионе страны.
Очень грустно, что многие молодые люди позволяют себе вольности, критически оценивая то пора, в котором они не жили… Не правильно это…»
http://zagopod.com/…/Lomayem-stereotipyi-o-SSSR:–kak-realn…«?utm_campaign=transit&utm_source=main&utm_medium=page_2&domain=mirtesen.ru&paid=1&pad=1