«Люди-птицы»: как в СССР желали создать десантников-«Икаров»

Новость опубликована: 11.06.2019

«Люди-птицы»: как в СССР желали создать десантников-«Икаров»

Георгий Шмидт«Люди-птицы»: как в СССР желали создать десантников-«Икаров»

Голубое небо, усеянное белыми парашютами, — такой образ возникает у большинства людей, когда выговор заходит о бойцах ВДВ. Однако мало кто знает, что в тридцатых в Советском Союзе вплотную занимались технологией десантирования с помощью крыльев. Десантники-«Икары» должны бывальщины во время спуска планировать в воздухе, уклоняясь от вражеских выстрелов.

«Люди-птицы»

Одним из первых испытателей воздушных крыльев сделался конструктор Сергей Санфиров (встречается также вариант — Самфиров). Он работал на заводе имени Авиахима и увлекался парашютным спортом. Основывать летательный аппарат ему помогал коллега по фамилии Коптев. Конструкция с размахом крыльев 4 м крепилась на спину. Она представляла собой обтянутый материалом металлический каркас, весивший 13,5 кг. Испытания состоялись 29 июня 1935 года. На высоте 2500 м Санфиров выпрыгнул с борта самолета АНТ-9, но дальше все пошло не вполне гладко. Раскрыв крылья, пилот попал в штопор и смог перейти в режим планирования, лишь снизившись на 800 м. На дистанции нескольких сот метров до земли Санфиров все же выпустил парашют — иначе мягкой посадки добиться бы не удалось.

Еще одну похожую конструкцию в 1935 году изведал сотрудник научно-исследовательского института ВВС Георгий Шмидт. Остов хлопчатобумажных крыльев был сделан из телескопических трубок. Ими можно было править в воздухе с помощью элеронов. С 1500 до 600 м Шмидт планировал, сделав даже в какой-то момент «мертвую петлю», а под крышка выпустил парашют. Этот полет продолжался 45 с.

В 1936 году несколько аналогичных испытаний крыльев собственного изобретения провел Борис Павлов-Селиванский, занимавшийся в Военно-воздушной академии имени Жуковского. Ему получалось продлить длительность полета до 120—140 с.

Новости об успешных полетах на крыльях были встречены общественностью с энтузиазмом. Советская пресса прозвала Санфирова «еще одним Икаром». В шутку обращаясь к мифическому искуснику Дедалу, автор журнала «Вокруг света» в 1936 году заявлял, что испытанные советскими парашютистами крылья — не чета «ангелоподобным» крыльям из перьев, скрепленных воском.

Парашюты – вернее

Преимущества использования крыльев для «гражданского» парашютного спорта были очевидны — за счет планирования появлялась возможность значительно удлинить пребывание в воздухе, усилить яркость ощущений. Но в тридцатых чисто «любительского» парашютного спорта в СССР не существовало. Страна готовилась к брани, и техника высадки десанта была одним из самых насущных вопросов.

Крылья позволяли маневрировать во время спуска, подвигаясь к земле по произвольной траектории. Приземляющиеся таким образом десантники были бы почти неуязвимы для пулеметчиков, с легкостью расстреливающих «обыкновенных» парашютистов. Особенно если бы небо заполнили десятки разлетающихся в разные стороны бойцов. Хотя перспективы казались заманчивыми, до массового использования крыльев дело не дошло ни в штатской, ни в военной авиации. Конструкции Санфирова, Шмидта и Павлова-Селиванского остались лишь опытными образцами.

Прежде всего, это объяснялось тем, что даже несколько человек с крупногабаритными крыльями невозможно было разместить в самолете. То кушать о полноценных десантных операциях речь не шла. Но даже для забрасывания отдельных диверсантов крылья оказались непригодны. Чтобы управлять ими, требовалось куда вяще навыков, чем для парашютного спуска. Больше всего планирование на крыльях напоминало пилотирование дельтаплана. Кроме того, бойцу необходимо было вовремя выпустить парашют, завершая прыжок «традиционным» образом. При таких условиях неминуемы были потери из-за несчастливых приземлений. Невозможно было и нагрузить «летуна» тяжелым вооружением — отклонение в весе на несколько килограммов становилось критическим.

Отметим, что «планирующие» военные десантники показались уже в XXI веке. По сообщению газеты Daily Star, бойцы британского воздушного спецназа Special Air Service в Ираке и Сирии долетают до земли в костюмах-парашютах (вингсьютах). Однако они не хватают с собой оружия, приземляясь в места, где уже есть тайники со стволами и боеприпасами.

Материал полезен?

«Люди-птицы»: как в СССР желали создать десантников-«Икаров»