«Люд упали в продолжавший вращаться механизм»
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Люд упали в продолжавший вращаться механизм»

35 лет назад на станции «Авиамоторная» московского метрополитен из-за аварии эскалатора пострадали и погибли несколько десятков человек. О том, что происходило на станции и что стало причиной аварии, — в материале «Газеты.Ru».

Основное

  • «Люд упали в продолжавший вращаться механизм»

    Получены снимки астероида, пролетевшего мимо Земли

  • Туристы нашли обломки «Боинга» и телесериал

  • От пули Пушкина врачевали клизмой

  • Как научный журналист изобличил РЕН-ТВ

  • «Мы считали Ту-154 острием прогресса»

 

Декламируйте также

  • Подать заявку на «дальневосточный гектар» с помощью карты «Газеты.Ru».

  • Узнать о гектаре всё. Как правильно выбрать «дальневосточный гектар»

  • Берем Форекс на абордаж! Как получать на валютном рынке

  • «Дальневосточный гектар» идет в народ

  • Россияне получили более 4 тысяч бесплатных «дальневосточных гектаров»

Возле пяти часов вечера 17 февраля 1982 года москвичи, работавшие неподалеку от станции «Авиамоторная», направлялись домой. Как и вечно в это время, метро заполнилось людьми и дежурный по станции включил резервный эскалатор, чтобы не создавать толпу. Спустя немного получаса произошло одно из самых трагичных событий за всю историю Московского метрополитена.

Из-за поломки механизма тележки лестницы утратили сцепление с двигателем, и эскалатор остро пополз вниз, набирая скорость. Лестница неслась со скоростью, в 2,5 раза превышающей норму.

Люди теряли равновесие и мертвечины вниз, скатываясь по ступеням и перекрывая собой проход у нижней выходной площадки.

Общий вес находившихся на эскалаторе пассажиров составлял 12 тонн, и почти все они за несколько секунд образовали гору тел внизу эскалатора.

Трагедия продолжалась 110 секунд. В 17.10 вход на станцию был ограничен, в 17.35 — перекрыт. Через десять минут закрыли и саму станцию, поезда вытекали мимо без остановок. На станцию были вызваны бригады «скорой».

В 1980-е годы газеты не слишком распространялись о таких предметах. На следующий день в «Вечерней Москве» вышла лишь заметка в несколько строк: «17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» Калининского радиуса Московского метрополитена случилась авария эскалатора. Среди пассажиров имеются пострадавшие. Причины аварии расследуются».

«Люд упали в продолжавший вращаться механизм»

А вот сарафанное радио работало отлично.

Город заполнился слухами о сотнях погибших, которые провалились в находившееся под эскалатором машинное отделение и их разорвало на части работающими механизмами, о залитой кровью станции.

«Надо приметить, что пол «Авиамоторной» действительно вымощен мрамором красноватого оттенка, напоминающего запекшуюся кровь, — пишет Матвей Гречко, автор книжки «Засекреченные линии метро Москвы в схемах, легендах, фактах». — Понимая, что с пористого мрамора любые загрязнения удаляются будет трудно, и напрочь забыв, что пол станции выглядел точно так же, как и год назад, москвичи посчитали эти «кровавые пятна» доказательством правдивости самых жутких сплетен. Многие, не желая ходить по крови, сделались избегать странной станции, и «Авиамоторная» надолго стала пустынной и безлюдной».

Спустя несколько месяцев, в апреле 1982 года, газета «Новоиспеченное русское слово» очень красочно описывала произошедшее:

«По сообщениям очевидцев, в результате обрыва переполненного эскалатора несколько сот человек упало в продолжавший обращаться механизм, десятки были раздавлены, более сотни искалечено. Все это происходило на глазах людей, двигавшихся на параллельном эскалаторе. Среди них возникла паника, потребовавшая дополнительные жертвы: несколько человек погибло в толчее».

На самом деле, конечно, в механизмы никого не затягивало. Люди получили увечья и погибли в образовавшейся давке. Отдельный пассажиры, пытаясь из нее выбраться, забирались на балюстраду. Тонкая, всего 3 мм, пластиковая облицовка не выдержала и обвалилась, но внизу были не ужасные механизмы, превращавшие добропорядочных граждан в кровавый фарш, а устойчивые бетонные основания. Упавшие с двухметровой высоты люди получили ушибы, но остались живы.

Спустя девять месяцев на заседании Верховного корабля РСФСР было названо точное количество жертв: 30 раненых и восемь погибших.

Как выяснили следователи, причина была в некорректной труду новых тормозов, установленных на эскалаторах «Авиамоторной» в декабре 1981 года. Сотрудники метрополитена, не ознакомившись с новыми требованиями, регулировали их труд по старым инструкциям. В итоге эскалаторы проработали три месяца в аварийном режиме. Во время аварии сломалась одна из ступеней и, проходя нательную гребенку эскалатора, она деформировала и разрушила ее. Сработала защита и электродвигатель отключился. Но аварийный электромагнитный тормоз смог развить необходимый тормозной момент, лишь когда тормозной линия составил более 11 м. А механический аварийный тормоз не сработал, потому что скорость полотна не достигла порогового значения.

Для руководства метрополитена уложилась весьма затруднительная ситуация. На эскалаторы этой серии уже неоднократно жаловались, и, конечно, после случившегося было необходимо проверить их все. Но тогда пришлось бы затворить почти два десятка станций, что парализовало бы работу метро и привело бы к скандалу.

В итоге было решено закрыть только «Авиамоторную». Ремонт продолжался три недели и шел круглосуточно, бригады по 70 человек работали на станции в три смены, без выходных. На остальных станциях эскалаторы ремонтировали исподволь, укрепляя ступени, модернизируя тормоза, меняя главные приводные валы и щиты балюстрады.

>