Мамлюки. Дополнение к популярному циклу «Рыцари и рыцарство трёх столетий»
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Воюйте на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного».
Вторая сура Корана «Аль-Бакара» (аят 190)

Воины Евразии. Публикация статей цикла «Рыцари и рыцарство трёх столетий» вызвала большой интерес у тех посетителей сайта, которым интересна тема военного дела, доспехов и оружия минувших эпох. Многие изливали пожелания о расширении ее хронологических рамок, что вполне объяснимо. Однако, как бы того ни хотелось, далеко не всегда и не по всем темам можно отыскать и довольно интересную информацию, и, что также очень важно, иллюстрации. Поиск последних иной раз занимает во много раз больше времени, чем написание самого материала. К тому же вдали не все фотографии ресурсов Интернета могут быть использованы. Но бывает и так, что есть желание читателей углубить тему и… есть все, чтобы выполнить это пожелание. Так, так, в прошлом материале о воинах Северной Африки упоминались египетские мамлюки, но сказано о них в первоисточнике, монографии Д. Николя, было до обидного немного. Зато впоследствии он «исправился» и написал по ним отличное исследование. Правда, в определенных пределах выходящее за хронологические рамки данной темы. Ну что ж, никто не помешивает нам взять да и расширить их настолько, чтобы подробно их описать, а также рассмотреть вооружение, доспехи и все прочее их снаряжение, кстати сообщая, очень похожее на рыцарское.

Мамлюки. Дополнение к популярному циклу «Рыцари и рыцарство трёх столетий»
Конные игры воинов-мамлюков. Рис. Питера Денниса.

Те же самые «вооруженные рабы»

Начнем с того, кто такие мамлюки (а также мамелюки, что в переводе с арабского означает «относящийся»). Это военно-феодальное сословие средневекового Египта, изначально состоявшее из юношей-рабов тюркского и кавказского происхождения, среди которых бывальщины и черкесы, и абхазы, и грузины. Попадали они в Египет довольно интересным образом: их… похищали у себя на родине, где этим промышляло масса людей, а затем продавали. Случалось, что родители, имевшие по многу детей, но бедные, сами продавали «излишек» мальчиков, поскольку ведали, что будущность их детей в этом случае будет обеспечена. Привезенных в Египет мальчиков обращали в ислам, обучали арабскому стилю и военному искусству в закрытых лагерях-интернатах. При этом о них всячески заботились и по сравнению с «уличными детьми» они жили в прекрасных условиях. Подготовленных молодых бойцов «выпускали в свет» и при этом изменялся их социальный статус: бывший раб объявлялся свободным мусульманином. Затем они приносили клятву верности своему бею или эмиру и должны бывальщины ее выполнять! И все! Даже дети мамлюков мамлюками не становились, поскольку получали уже домашнее воспитание! И, кстати, именно поэтому новоиспеченных мамлюков нужно было и постоянно покупать, и постоянно готовить. И именно потому они и были так преданы своим «отцам-командирам», что видали, чем оборачиваются смелость и верность.

Мамлюки. Дополнение к популярному циклу «Рыцари и рыцарство трёх столетий»
Оружие и доспехи воина-мамлюка XV и начала XVI веков:
(1) Эмир среднего ранга конца XV и начала XVI столетий, носящий позолоченный шлем со скользящей носовой стрелкой, казаханд с подкладкой из кольчуги и чешуйчатый панцирь. Вооружен саблей, кинжалом и луком с резервом стрел.
(2а) Бригандина XV века из двух слоев простеганого холста, слоя металлических пластин и верхнего покрытия из красного бархата.
(2b) Махонькие стальные пластины, которые, вероятно, защищали плечи.
(2c) Медная пряжка для ремня на переднюю часть бригандины.
(3) Типичный юшман, датируемый крышкой XV века. Через самые верхние ряды кольчужного плетения, образующих воротник этой брони, пропущены сыромятные ремешки, чтобы сделать его полужестким. Верхняя и нательная части доспеха состоят из кольчужного хауберка из крупных сплющенных колец, а средняя из позолоченных стальных прямоугольных пластин.
(4) Кольчужно-пластинчатый доспех для ляжки и колена.
(5a) Позолоченный шлем-шишак с нащечниками и подвижным наносником.
(5b) Шлем-шишак без отделки с нащечниками и подвижным наносником.
(5с) Шлем с назатыльником и маневренным наносником.
(5d) Шлем с гравировкой, нащечниками и подвижным наносником.
(5e) Рифленый сфероконический шлем с гравированной отделкой вокруг бровей.
(6a) Внешний вид гравированного стального щита.
(6b) Внутренняя доля стального щита.
(7) Сабля.
(8а) Кинжал с обтянутой кожей, деревянной рукояткой и бронзовым перекрестием.

(8b и 8c) Обе стороны ножен с бронзовой отделкой, накрытой кожей.
(9а) Украшенный боевой топор с лезвием в форме полумесяца.
(9b) Боевой топор с «бородатым» клинком и геральдическим гербом мамлюков.
(9c) Военный топор с маленькой головкой с позолоченной отделкой.
(10) Стальной наконечник копья с простым лезвием и украшенной втулкой.
(11) Гравированный стальной стандарт в конфигурации наконечника.
Рис. Питера Денниса

Предшественниками мамлюков были гулямы в Арабском халифате, где правящая верхушка очень быстро постигла, как выгодно использовать людей без рода, без племени, и не отягощенных никакими национальными предрассудками и клановыми интересами. Собственно говоря, и у гулямов, и у мамлюков на первом пункте всегда был только лишь один интерес: хорошо воюешь – имеешь все. Даже предать своих хозяев тем же мамлюкам было весьма сложно, потому, что иной жизни, кроме своей, они не знали, и понятно, что не доверяли никому из чужаков. Да и что те могли им предложить? Еще вяще золота, коней и женщин? У них и так всего этого было предостаточно, к тому же любой поступок, противный воинской чести, был для них бесчестием. Так они были воспитаны, поэтому и отважно сражались, и были бесстрашны и неподкупны. То есть по сути дела представляли собой «рыцарей без ужаса и упрека», только вот мусульманских. Что их могло привлекать и, разумеется, привлекало, так что была власть. Ведь умирать за чужие интересы не охота никому.

Мамлюки. Дополнение к популярному циклу «Рыцари и рыцарство трёх столетий»
Тюрбанный шлем крышки XV века. Шлемы этого типа обычно называют тюрбанскими из-за их луковичной формы и выпуклостей, которые имитируют складки тюрбана. Поскольку отдельный группы дервишей носили тюрбаны, намотанные с предписанным количеством складок, символизирующих важное мистическое число, поэтому вполне вероятно, что тюрбанские шлемы рассматривались не лишь как доспехи, но и как своего рода религиозные знаки отличия, сама их форма обозначала владельца, как бойца в священной войне. Совместно с кольчужными доспехами они предназначались для тяжелой кавалерии и были замечены еще в XIV веке. Данный шлем, по-видимому, принадлежал династии Ак Куюнлу, какая правила в северо-западном Иране и Анатолии в XV веке. Надписи, инкрустированные золотом и серебром, прославляют местных правителей, желают обладателю добра или дают советы о том, как достичь добродетели. Высота шлема 33.34 cм; диаметр 24.13 cм; вес 1219 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Потому едва лишь мамлюки в Египте ощутили себя единым сословием, как в 1250 году они свергли династию Айюбидов и захватили в краю власть. Один из восставших эмиров – командиров крупных отрядов мамлюков, Айбек, затем провозгласил себя султаном. Новоиспеченная элита пополнялась так же, как и раньше. Видимо способ этот показался новой мамлюкской знати оптимальным: в Золотой Орде покупались ребята, а потом из них делали воинов. Известно целых две «династии» султанов-мамлюков, правивших Египтом: Бахриты* (1250—1382) и Бурджиты** (1382—1517).

Мамлюки. Дополнение к популярному циклу «Рыцари и рыцарство трёх столетий»
Турецкий шлем с авентайлом, крышка XV – начало XVI века. Этот особенно привлекательный и хорошо сохранившийся тюрбанский шлем интересен тем, что полностью сохранил свою кольчужную бармицу (авентайл), какая защищала нижнюю половину лица воина и его шею. Считается, что этот шлем был изготовлен в Ширване. Высота шлема 34.6 cм; диаметр 25.4 cм; вес совместно с бармицей 3350.9 г; без кольчуги 1616 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Элита средневекового восточного воинства

О том, что это были за воины, говорит желая бы такой пример: в 1260 году именно мамлюки под предводительством султана Бейбарса разгромили армию монгольских завоевателей при Айн-Джалуте, и откололи у них все Сирию, включая ее столицу Дамаск.

Год спустя под их власть попали и все исламские святыни Аравии: города Мекка и Медина.

В 1375 году мамлюки разгромили армянское Киликийское царство Рубенидов, причем столь основательно, что вяще оно уже не поднялось, а в 1419 году подчинили своей власти эмират Караманидов. Правда, спустя 100 лет турки султана Поселяема I, используя огнестрельное оружие, которое сами мамлюки недооценивали, сумели нанести им поражение при Марж Дабике и прибрали Египет к своим дланям. Но зато у них же и хватило ума не лишать мамлюков их привилегированного статуса, хотя теперь они и должны были подчиняться турецкому паше.

Мамлюки. Дополнение к популярному циклу «Рыцари и рыцарство трёх столетий»
Турецкий тюрбанный шлем, крышка XV-XVI века. Изготовлен в Стамбуле в стиле туркменских доспехов. Высота 36.8 см; диаметр 28.3 см; вес 1715.1 г. Отделка шлема выполнена методом воронения и позолоты с инкрустацией серебром (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Мамлюки. Дополнение к популярному циклу «Рыцари и рыцарство трёх столетий»
Образчик серебряной инкрустации крупным планом

В 1798 году Наполеон в знаменитой битве у пирамид, ну той, где он же сказал: «Ослов и ученых в половину», сумел нанести поражение коннице мамлюков. Но он же и предложил мамлюкам перейти к нему на службу. Многие из них на это согласились, принесли ему присягу верности, и… стали его личными телохранителями, которым он безоговорочно доверял.

Мамлюки. Дополнение к популярному циклу «Рыцари и рыцарство трёх столетий»
Еще один тюрбанный шлем из коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Выделяется от обычных тюрбанных шлемов отсутствием выпуклых завитков на поверхности. Вместо них для нанесения на шлем арабских надписей используются окаймленные углублениями поверхности четыре-пятигранной конфигурации. Интересно, что положение наносника фиксируется специальным крючком. Шлем стальной, инкрустирован серебром. Нужно отметить, что подобные шлемы использовались по всему Ближнему Восходу во всех мусульманских войсках

В 1806 году мамлюки в очередной раз взбунтовались против турецкого владычества, но были разбиты турецкой армией. Закончилась история мамлюков трагически. В 1811 году 1 марта египетский вспахивая Мухаммед Али пригласил к себе на торжественный ужин 600 самых знатных мамлюкских беев и приказал своей страже их всех перебить. После этого мамлюков сделались убивать по всему Египту. Считается, что всего было убито около 4 тысяч человек, но некоторой их части все же удалось нестись в Судан. Вряд ли будет преувеличением сказать, что именно мамлюки были элитой средневекового восточного воинства. По своим военным качествам они практически ничем не уступали своим христианским противникам из заморской Европы, а кое-в-чем они их даже и превосходили!

Мамлюки. Дополнение к популярному циклу «Рыцари и рыцарство трёх столетий»
Шлем XV столетия с вертикальными желобками-каннелюрами. Высота 31,1 см, диаметр 24,1 см, вес 1161 г.

Использованная литература:
1. Смирнов, В.Е., Недвецкий, А.Г. Мамлюки – бесстрашные бойцы и разведчики Египта // Живая история Востока: Сборник. М., 1998. С.249–257.
2. Nicolle, D. Mamluk ‘Askary’ 1250 – 1517. UK. Oxford: Osprey Publishing (Warrior №173), 2014.
3. Nicolle, D. The Mamluks 1250–1517 UK. L.: Osprey Publishing (Men-at-arms №259), 1993.

* Наименование династии «Бахри» указывает на заморское происхождение его правителей, поскольку образовано от арабского слова «бахр» («море» или негуще «большая река»). То есть речь идет о людях из-за моря или с большой реки, например, Волги.

** Бурджи выходит от названия цитадели (аль-Бурдж) Каира, в которой разместил свою гвардию султан Калаун.

Продолжение следует…

Источник

>