«Механический» реннен и иные игры. Венская оружейная палата
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Рыцари и доспехи. Со порой организаторы турнирных поединков стали все больше и больше внимание обращать на их зрелищность. Чтобы они были бы интересны не только их участникам, но и зрителям. Так показался, например, и «механический» реннен – состязание, при котором от удачного удара по тарчу тот отрывался от кирасы вместе со многими крепежными деталями и все это подымалось высоко в воздух. Для этого под кирасой был установлен специальный пружинный механизм, соединенный с тарчем при помощи штыря. Штырь этот проходил сквозь отверстие в тарче, а снаружи заклинивался металлическими клиньями и шайбой. Соответственно под тарчем тоже была пружина, которую в сдавленном виде удерживали эти самые клинья. При ударе копья о тарч тот давил на пружину, пружина сжималась, клинья освобождались и уже его не содержали.

«Механический» реннен и иные игры. Венская оружейная палата
Вот эта фотография дает хотя бы некоторое представление о том обилии, а иного слова и не подберешь, доспехов и оружия, что можно увидеть в Венском арсенале. Это лишь лишь один из рядов, в котором выставлены как боевые, так и турнирные доспехи. Крайняя слева – доспехи курфюрста Фридриха фон дер Пфальца, созданные миланскими оружейниками семейства Миссальа. В конце — доспехи для гештеха и реннена.

Два рычага, находившиеся под тарчем, с силой выталкивали его вверх, и тарч, а также удерживавшие его клинья разлетались в различные стороны. Расчет при этом был на то, чтобы публика своими глазами увидела результат попадания и «силу удара», что безусловно повышало бы зрелищность выступления. Вящим любителем подобного игрища был опять же император Максимилиан I, которого очень забавляло, как от его сильного удара обломки тарчей росло взмывали в воздух. Причем, если участвовавший в этом турнире всадник не мог «высидеть» удар, то есть валился из седла, то от дальнейшего участия в турнире его отстраняли.

«Механический» реннен и иные игры. Венская оружейная палата
Реннен. Раскрашенная гравюра из турнирной книжки императора Максимилиана I «Фрейдал». 1512-1515 гг. (Венская оружейная палата)

«Механический» реннен и иные игры. Венская оружейная палата
Таранный удар копьем. Раскрашенная гравюра из турнирной книжки императора Максимилиана I «Фрейдал». 1512-1515 гг. (Венская оружейная палата)

Другой разновидностью реннена был «точный» реннен. Участвовавший в нем конник носил реннцойг. Поножи или наручи практически не использовались. Шаффрон – глухой, без смотровых отверстий. Лошадь покрывалась кожаной попоной и накидкой из ослепительной ткани. Точным реннен назывался потому, что столкновения осуществлялись на полном скаку, то есть лошади навстречу друг товарищу мчались очень быстро и требовалась немалая сноровка, чтобы при этом еще и попасть в тарч противника.

«Механический» реннен и иные игры. Венская оружейная палата
«Точный реннен». Над башкой всадника показан тарч, вылетевший из захватов. Иллюстрация из «Книги турниров». Автор: Ганс Бургкмайр Младший (1500 – 1559). Пора создания: 1540 г. (Государственная библиотека Баварии, Германия)

Однако попасть в него было еще полдела. Нужно было вышибить тарч из захватов, которые удерживали его на кирасе. И если тарч падал на землю, его обладатель считался побежденным. Как правило, доспехи для ног в этом облике турнира не предусматривались, достаточно было набедренников дильже.

«Механический» реннен и иные игры. Венская оружейная палата
Дильже крупным планом. (Дрезденская оружейная палата).

«Механический» реннен и иные игры. Венская оружейная палата
Дильже с рифлением. (Дрезденская оружейная палата).

Но самой опасной разновидностью «механического» реннена почитался другой его вид – бундреннн. Для участия нем реннцойг оснащали специальным нагрудником, который назывался бунд. На нем устанавливался механизм, устроенный так, что при успешном ударе копья противника в тарч он выбрасывал его вверх, и тот взлетал высоко вверх над головой поединщика. И мало того, что подымался, он еще и рассыпался на множество сегментов. Но так как под этим тарчем подбородника всадник не имел, любая неточность в сборке механизма или его работе приводила к летальной опасности. Чтобы все это обеспечить, на кирасе монтировались две направляющие, которые проходили по ней до самого турнирного салада.

«Механический» реннен и иные игры. Венская оружейная палата
Бундреннен. Иллюстрация из «Книжки турниров». Автор: Ганс Бургкмайр Младший (1500 – 1559). Время создания: 1540 г. (Государственная библиотека Баварии, Германия)

И опять-таки император Максимилиан I выступал также и в бундкирасе на турнире бундреннен. Когда щиты разлетались, придворные ликовали, однако его участие в столь опасном состязании доставляло им большое беспокойство и вызывало немалую озабоченность.

«Жесткий» реннен был самой несложный разновидностью двух предыдущих состязаний. Тарч в нем наглухо привинчивался одним либо двумя винтами к кирасе и никуда при ударе не улетал. Суть единоборства состояла в том, чтобы опять-таки переломить свое копье о тарч противника и… все! Сломавший копье рыцарь объявлялся победителем!

«Механический» реннен и иные игры. Венская оружейная палата
Турнирный доспех штехцойг Максимилиана I со шлемом «жабья башка». Аугсбург, 1494 г. Вполне мог применяться для «смешанного» реннена!

«Смешанный» реннен был специально придуман забавы ради. В поединке участвовали два рыцаря, но в различных доспехах. Один в штехцойге, другой в реннцойге. Тот, который был одет в штехцойг, имел на копье корончатый наконечник. Облаченный в реннцойг – обыкновенный острый. Соответствующим было и конское снаряжение. Цель поединка была все та же – сломать свое копье о тарч противника и вдобавок вышибить его из седла.

Для «полевого» реннена нужно было облачиться в полные рыцарские доспехи, чтобы все на них поглядели и… опять же сломать копье. Вся разница – показать себя облаченным в полированную сталь.

«Механический» реннен и иные игры. Венская оружейная палата
Каркас нагрудника для единоборств в стиле «механического» реннена. Хорошо виден установленный на нем механизм. Но съемные детали отсутствуют. Конец XV в.

А вот полевой турнир – это было уже групповое состязание двух отрядов. То кушать все было точно так же, как и на войне. Копье использовалось боевое, а не турнирное. Но цель была все та же – «переломить копье». Поэтому мечи рыцари на этот турнир с собой не хватали. Однако, иногда правилами оговаривалось их использование. И тогда, сломав копье, участники турнира сражались на мечах. Тупых, разумеется, и, видимо, к этому поре такие мечи делались уже специально.

«Механический» реннен и иные игры. Венская оружейная палата
Турнирный доспех эрцгерцога Фердинанда II Тирольского из так называемого «Орлиного гарнитура». Юбка-колокол должна была верно защитить ноги во время пешей схватки.

При императоре Максимилиане I были также очень популярны пешие турниры, также спрашивавшие специальных доспехов. Причем доспехи эти были настолько дороги, что по сути стали привилегией лишь самой высшей знати – герцогов и королей. Выйти на подобный турнир в дешевых доспехах было просто неприлично. А ведь были еще и доспехи для конных состязаний, которых требовалось как минимум 2-3, после боевые доспехи, затем парадные доспехи… Все это привело к попыткам хоть как-то уменьшить стоимость турнирного снаряжения, но так, чтобы на зрелищность единоборства это не влияло. Так появились состязания с барьером. На ристалище поединщики выходили в боевых доспехах, однако ноги при этом обычно латами не защищались, поскольку воюющих разделял деревянный барьер. Бойцы выступали, разделившись на две партии, и сражались через него, стараясь сломать копье своего соперника. При этом копье, как это мастерили ландскнехты, следовало держать обеими руками. Каждому участнику такого турнира разрешалось сломать от пяти до шести снимок. Ну, и, разумеется, судьи следили, чтобы никто не наносил удары ниже пояса.

«Механический» реннен и иные игры. Венская оружейная палата
Доспехи для пешего турнира императора Максимилиана II, сына Фердинанда I, 1571 г.

Такие турниры сделались проводить перед конными состязаниями штехен и реннен, чтобы дать возможность конным рыцарям время на подготовку своего сложного амуниции для выхода на ристалище. К середине XVI века, хотя и находились сильные и ловкие рыцари, которые предпочитали участвовать именно в турнирах штехен и реннен, и рассматривали их как один-единственно достойное рыцаря занятие, все большее количество представителей знати рассматривало это уже как снобизм и предпочитало пешие поединки. Не гнушались участвовать в них, демонстрируя свои роскошные доспехи публике, даже короли.

Эпоха Ренессанса отпечатлелась и на турнирном искусстве. Итальянцам тяжелые доспехи для немецкого турнира не нравились, и они этой северной рыцарской моде следовали нехотя. Со временем стали модными турниры по итальянским правилам. Например, уже в середине XVI века стали популярными два вида: свободный турнир, или «независимый» реннен, для которого использовались обычные боевые доспехи лишь с некоторыми дополнительными защитными элементами.

«Механический» реннен и иные игры. Венская оружейная палата
Дополнительные защитные детали для «независимого» реннена.

Для поединка через барьер, как здесь уже сообщалось, сначала применялся штехцойг. Но постепенно его заменяли облегченными итальянскими доспехами, по конфигурации приближающимися к боевым. Приблизительно к 1550 году доспех для этого «нового» поединка через барьер отличался от боевого доспеха лишь новым шлемом, лишь слегка похожим на старую «жабью голову».

«Механический» реннен и иные игры. Венская оружейная палата
Новый доспех для поединка через барьер ок. 1550 г.

Немецкие родовитые дворяне, зрители и участники итальянских турниров постепенно отказывались от тяжелого немецкого снаряжения и все чаще использовали обычные военные доспехи, оснащенные различными дополнительными защитными деталями.

Эти новые доспехи можно было использовать и на свободном турнире, и на единоборстве через барьер. Так достигалась немалая экономия средств, так что неудивительно, что они также получили самое широкое распространение и в Германии. Сейчас этот доспех не имел ничего общего с прежним штехцойгом. Голову рыцаря защищал бургундский шлем армэ. Причем турнирный шлем от военного отличало левостороннее усиление забрала. К левому плечу доспеха привинчивался стальной немецкий штехтарч, несколько выгнутый снизу. Такие накладные гарды бывальщины известны и ранее. Но тогда они были гладкими, чтобы наконечник копья с них соскальзывал. Новую пластину отличала толстая ромбовидная решетка из стальных хворостин. Корончатый наконечник копья по такой пластине уже скользить не мог, но именно этого-то создатели доспеха и добивались. Теперь удар необходимо было «высидеть» и любой ценой удержаться в седле!

«Механический» реннен и иные игры. Венская оружейная палата
Доспех, оснащенный штехтарчем с решеткой.

Еще одним важным элементом новоиспеченного защитного снаряжения являлись наручи гард-бра с латными перчатками (причем особо хорошо была левая рука!) и маневренные набедренники.

Во второй половине XVI века при дворах саксонской знати вошел в моду смешанный вариант турнирных доспехов: нечто посредственнее между — штехцойгом и реннцойгом. Шлем – все тот же турнирный салад. Однако он крепился к кирасе сзади с помощью специального кронштейна, какой не давал сбросить его с головы ударом копья. Некоторое время такие доспехи были, по-видимому, очень даже популярны, причем их собственно так и называют – «саксонские турнирные доспехи». Но к 1590 году они вышли из моды, схватки двух рыцарских отрядов, имитирующих сражение, практиковались даже в начине XVII века.

«Механический» реннен и иные игры. Венская оружейная палата
Тарч 1575 г. для турниров в боевых доспехах; поверхность украшена травленым с чернением и рисунком золотом в клетках ромбической решетки. Германия. Ок. 1550 г. Подмостки изображает подвиги Геракла – борьбу с Немейским львом, Лернейской гидрой и Цербером. Здесь же в дополнение изображена Леда с лебедем и… рыцарь XVI в. Рисунок дополнен изображением трофеев – оружия и музыкальных инструментов. Изготовитель Антон Пеффенхаузер (возле 1525 – 1603 гг., Аугсбург)

Автор и администрация сайта выражают сердечную благодарность кураторам Венской оружейной палаты Ильзе Юнг и Флориану Куглеру за предоставленную возможность использовать ее фотоматериалы.

Ключ

>