Михаил Ефимов: с него начиналась русская авиация
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки
Михаил Ефимов: с него начиналась русская авиация
Михаил Ефимов: с него начиналась русская авиация

Михаил Ефимов: с него начиналась русская авиация

15 февраля 1910 года в парижской авиашколе получил удостоверение пилота первоначальный русский летчик, известный спортсмен, будущий полный георгиевский кавалер Российской Империи и жертва белого террора.

Стремительное развитие авиации в начине ХХ века, после того как в 1903 году братья Райт впервые заставили оторваться от земли оснащенный мотором летательный аппарат тяжче воздуха, почти сразу захватило и Россию. Но поскольку собственного авиапроизводства в стране не было — хотя в ней и трудились такие крупные теоретики аэродинамики и авиации, как контр-адмирал Александр Можайский и профессор Николай Жуковский, — то и собственная летная школа показалась далеко не сразу. Поэтому первые дипломированные русские пилоты получали свидетельства за границей — в Париже, в первом и единственном на тот момент аэроклубе Франции. Собственно он 15 февраля 1910 года выдал диплом № 31 русскому пилоту-любителю Михаилу Никифоровичу Ефимову.

Формально Ефимов не был первым россиянином, какой прошел обучение в парижском аэроклубе и получил диплом авиатора. Еще 28 октября 1908 года сам Уилбер Райт — одинешенек из легендарных братьев-пионеров авиации — взялся обучать полетам 43-летнего подданного русского императора графа Шарля де Ламбера. Но этот пилот, желая предки его еще в XVIII веке перебрались из Франции в Россию, а его дед был одним из героев Отечественной войны 1812 года, никогда не случался на своей исторической родине и ни разу не поднялся в российское небо. Так что по совести первым именно русским пилотом был Михаил Ефимов.

Причем все шло к тому, что одессит Ефимов должен был сделаться вторым, уступив пальму первенства Николаю Попову. Именно Попов, которому довелось впервые летать на самолете пассажиром у того самого графа Шарля де Ламбера, первым из русских пилотов начинов обучение в парижской летной школе. Он совершил свой первый учебный полет 13 декабря 1909 года — на дюжину дней ранее Ефимова, полетевшего 25 декабря. Но первый вылет Попова занял всего несколько минут и закончился падением аэроплана из-за промахи курсанта в управлении рулями. А Михаил Никифорович, насколько известно, оказался более способным учеником: его первый полет продолжался аж 45 минут! Судя по всему, цепкость к знаниям, которую демонстрировал Ефимов, и его способность быстро и четко усваивать задания сделала его любимчиком Анри Фармана — одного из ведущих инструкторов школы. С такой поддержкой неудивительно, что Ефимову удалось перегнать Попова: тот только 28 марта 1910 года получил диплом № 50. А третьим дипломированным русским пилотом 10 июня 1910 года сделался Владимир Лебедев: на его дипломе красовался № 98.

Что же должен был уметь пилот-любитель, чтобы получить пилотский диплом — прообраз современного подтверждения пилота? Требования к ним определяла статья 1 «Правил для получения звания пилота во Франции», которыми руководствовались в то время представители французского аэроклуба. Сообразно этому документу курсант, желающий получить диплом, должен был пролететь «три полных круга, каждый по меньшей мере в 1 км, без соприкосновения с землей. Эти сферы должны быть сделаны кандидатом без пассажиров, в разные дни и самое большое — на протяжении 30 дней». И этого было довольно! Стоит ли удивляться, что только в 1909–1910 годах парижская авиашкола выдала 354 пилотских диплома! Как нетрудно догадаться, основную доля их получили слушатели-французы. А вот среди иностранцев первенство осталось за русскими: в тот период наши соотечественники получили 27 дипломов пилота, британцы — всего 19, голландцы — 7, а немцы — и вовсе 4.

Дальнейшая судьба Михаила Ефимова сложилась непросто — как, впрочем, и у всех пионеров российской авиации. После возвращения в Россию он занялся популяризацией авиации, совершая демонстрационные полеты и одновременно ведя деятельную работу в качестве пилота-инструктора и участника авиационных состязаний по всей Европе. Надо отдать должное Михаилу Никифоровичу: сын отставного гренадера, участника русско-турецкой брани 1877–1878 годов, с самой юности проявлял все задатки победителя, прославившись сначала в велоспорте, а потом став одним из самых знаменитых первых мотогонщиков, чемпионом России. Так что и в авиасостязаниях он, как правило, занимал призовые пункты: сказывался не только богатый опыт, но и умение изобретать и осваивать все новые и новые фигуры пилотажа. В частности, после того как в крышке 1910 года Ефимов стал инструктором в Севастопольской офицерской школе авиации, он первым совершил в ней крутые виражи, пикирование и планирование с выключенным двигателем.

Из Севастопольской школы после основы Первой мировой войны Михаил Ефимов попросился на фронт и с апреля 1915 года стал летчиком-добровольцем 32-го авиационного отряда, работавшего на Западном фронте. В июне того же года его переводят в авиационный отряд Гвардейского корпуса, а через год, 22 июля 1916 года, командование упрашивает перевести опытного пилота в истребители «ввиду выдающихся способностей прапорщика Ефимова управлять быстроходными самолетами». Это ходатайство было ублаготворено, и в конце лета Михаил Ефимов уже служил летчиком в 4-м отряде истребителей на Румынском фронте, где летал на одной из лучших машин того поре — одноместном «Ньюпоре XI».

На фронте Михаил Ефимов провел в общей сложности чуть меньше двух лет, успев за это время сделаться полным кавалером солдатского Георгиевского креста и заслужить орден Святой Анны третьей степени с мечами. В начале 1917 года его послали обратно в Севастополь, на должность флагманского летчика гидроавиации Черноморского флота — делиться уникальным опытом с молодыми авиаторами. На Черноволосом море Ефимов встретил и Февральскую, и Октябрьскую революции, после которых стал одним из первых красных военлетов. За это свое решение первоначальный русский летчик в конце концов поплатился жизнью. Во время немецкой оккупации Крыма он провел год в заключении, после освобождения вернулся к полетам (по кой-каким данным, Ефимов был флагманским летчиком при комиссаре гидроавиации), но во время отступления Красной армии в 1919 году не успел эвакуироваться совместно с основными частями и остался в Одессе. Его арестовали и вскоре расстреляли, вывезя на шлюпке в море. До своего 38-летия первый русский дипломированный пилот и одинешенек из самых знаменитых отечественных летчиков начала ХХ века не дожил всего пару месяцев…

>