«Модная конфигурация»: зачем солдат русской императорской армии одевали в белые лосины

Новость опубликована: 08.06.2019

«Модная конфигурация»: зачем солдат русской императорской армии одевали в белые лосины

к/ф «Модная конфигурация»: зачем солдат русской императорской армии одевали в белые лосины

Для современного человека военная форма эпохи Наполеоновских браней выглядит удивительно. Одежда была совершенно нефункциональной. Белые перчатки, лосины и рейтузы, громоздкие шапки — как можно было в этом воевать, спрашиваем мы себя. Однако у людей того поре были несколько другие воззрения на логику военного обмундирования.

Эстетика и муштра

Петр I прорубил окно в Европу. Совместно со многими другими элементами европейского образа жизни, он привез в Россию с Запада и новый подход к военной подготовке. Новоиспеченная форма стала лишь частью реформ по полной перековке российской армии. Довольно архаичные и с виду, и с точки зрения организации стрельцы бывальщины распущены, а вместо них начала создаваться регулярная армия. Вместе с полезными нововведениями Петр привез из Европы еще одну весьма сомнительную с точки зрения полезности ценность: сейчас воины должны были не только хорошо воевать, но и хорошо выглядеть. К войне стали относиться не только как к способу решения конфликтов между краями, но и как в каком-то роде зрелищу.

В XVIII-XIX веках было совершенно естественным делом распределять солдат по родам войск исходя из качеств наружности, что сегодня кажется совершенной дикостью, если речь не идет о президентском полке. Естественно, гораздо важнее лица для бойца была форма. Она должна была быть не только чистой и удобной, но и красивой. Но если при Петре влечение к красивому облику солдата более-менее уживалось с желанием сделать военную форму удобной и практичной, то при его потомках красота полностью победила утилитаризм.

Во другой половине XVIII века в армейскую форму просочилось понятие «мода». Поэтому в армии были и белые перчатки, и сложные прически-косы, в какие вплеталась проволока, и треуголки, а позже — султаны на гренадерских киверах, белые панталоны и другие не очень приспособленные для полевых военных поступков, но зато радующие глаз императоров и императриц вещи.

Безусловным лидером в военном искусстве и «законодателем мод» в военном деле тогда была Пруссия. Тяни мир равнялся на армии Вильгельма I и Фридриха II. Именно эти два императора и возвели больше, чем на 100 лет муштру в войсках в ранг культа. С оглядкой на Пруссию и всеевропейскую моду, в императорских русских армиях тоже стали заниматься муштрой. Вспомним Павла I, для которого одним из главных наслаждений было смотреть на стройно марширующих, прекрасных гвардейцев. Именно при нем культ «солдата-красавца», результатом которого была ужасно неудобная форма, достиг своего апогея. Боец целыми днями гоняли по плацу, заставляя оттачивать каждый шаг, каждое движение до механической точности. И, как ни странно, именно благодаря муштре в российской армии показались узкие штаны. В них сложнее согнуть колени, поэтому солдат марширует, не сгибая ногу.

Тактика

Так продолжалось примерно до половины XIX века. При Александре II военная форма становится куда более функциональной. Громоздкие шапки, очень узкие штаны и мундиры, и иные неудобные в боевых условиях вещи в большинстве своем уходят в сферу парадной формы. В свои права вступает военный утилитаризм, какой ставит во главу угла удобство солдата и дешевизну производства. Почему перемена случилась именно в это время? Объяснение — в логике развития огнестрельного оружия и связанной с ним военной тактике и стратегии. В 1840-е годы в европейских армиях являются винтовки — совершенно новый тип огнестрельного оружия. Если кремневые гладкоствольные ружья времен наполеоновских войн имели прицельную дальность возле 100 метров, то прицельная дальность русских винтовок времен Крымской войны уже приближается к километру. К тому же, очень мощно увеличивается скорострельность. Если пехотные ружья начала XIX века могли позволить солдату 1-2 выстрела в минуту, то винтовки 1860-х — уже 7-8.

Такое качественное изменение принципиально повлияло и на тактику ведения боя. Полководцы крышки XVIII века и наполеоновских войн просто выстраивали свои отряды напротив соперника и давали один или несколько залпов, а после вели солдат в штыковую атаку. Такой довольно абсурдный с точки зрения современного человека способ вести брань обусловлен именно характеристиками огнестрельного оружия того времени: из него можно попасть по врагу, который стоит ровно перед тобой на небольшом расстоянии. Потому никто и не думал о маскировочном аспекте военной формы: в таких условиях ведения брани никто ни от кого не прятался, так как это просто не имело никакого смысла. И если перефразировать известную поговорку, раз от врага никак не спрятаться, раз погибать, то в прекрасных белых штанах!

Естественно, с возникновением и широким внедрением винтовок такая логика ведения войны стала просто людоедской. Сейчас в неприметной, синей или серой форме появился какой-то смысл, ведь теперь она реально могла спасти солдату существование и дать ему тактическое преимущество в бою. Вслед за такими масштабными изменениями в самом облике войны, изменились и принципы военного образования. Муштра сохранилась как способ психологического воспитания, но перестала быть основной дисциплиной, которой обучался солдат.

Удобство

Как ни странно, но у некоторых родов войск лосины были внедрены еще и по утилитарным соображениям. Выговор, конечно же, о кавалерии. Универсальная петровская форма предполагала широкие штаны для всех родов войск. Но вскоре стало очевидно, что конникам такая форма только во вред: когда скачешь на коне, широкие штаны могут страшно натирать. Поэтому к крышке XVIII века сначала западноевропейские, а потом и русские конные рода войск стали экипироваться узкими кожаными штанами. В Европе они именовались рейтузами, а в России — лосинами, так как делались из выбеленной кожи лося.


«Модная конфигурация»: зачем солдат русской императорской армии одевали в белые лосины