Морской музей владычицы Средиземноморья
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

[vc_row][vc_column][vc_column_text]И как в венецианском арсенале
Кипит зимой тягучая смола,
Чтоб намазывать струги, те, что обветшали,
И все справляют зимние дела:

Тот ладит вёсла, этот забивает
Щель в кузове, которая текла;
Кто починяет нос, а кто корму клепает;
Кто трудится, чтоб сделать новый струг;
Кто снасти вьёт, кто паруса латает…
Данте Алигьери. 21-я песнь «Ада»

Военные музеи Европы. Ныне мы продолжаем знакомиться с оружейными коллекциями различных европейских музеев. Объектом нашего путешествия станет венецианский Военно-морской исторический музей. Для того чтобы там очутиться, нужно сначала попасть в Венецию, а это интересно уже само по себе. Поэтому рассказ об этом музее будет построен по схеме путевых писулек, чтобы те, кто читает этот материал, могли бы как можно точнее представить себе тамошние красоты. Ведь среди посетителей сайта «ВО» немало людей «с секретностью до пяти лет». Так что, когда они выйдут на пенсию, им еще целых пять лет придется ожидать возможности самим оказаться там, где им охота. Словом, мы сейчас «едем» в Венецию и начнем наше с ней знакомство не с традиционной площади Святого Марка, собора и Дворца дожей, а с Морского музея. И вина этому только одна и довольно необычная – до него мало кто из туристов доходит, и еще там довольно прохладно в летнюю венецианскую жар!

Морской музей владычицы Средиземноморья
В порту Венеции напротив причалов для пассажирских катеров стоят и такие вот круизные лайнеры. Каждый привозит по 2000 человек, и все они разом же устремляются в город

Морской музей владычицы Средиземноморья
А вот это общественный транспорт Венеции – морской трамвай вапоретто. Впрочем, чему удивляться, ведь Венеция ныне — это 119 островов, окруженных 150 каналами

Морской музей владычицы Средиземноморья
Навстречу идет паром. Но куда он идет и кого, куда и что перевозит, не четко. Автомобилями в городе даже не пахнет

Морской музей владычицы Средиземноморья
Местное такси!

«По морям, по волнам – другого пути нет!»

Начнем с того, как люди вообще попадают в Венецию. Линий всего два. Первый – железная дорога и вокзал в черте города, и автобус. Автомобиль? Да, конечно, но и в этом случае вам придется его покинуть на стоянке, дальше пересесть на катер, потому что в Венеции автомобилей просто нет, так что даже такси там представляет собой моторный катер.

Морской музей владычицы Средиземноморья
По пути в город любуемся вот такими яхтами. Яхта слева – тримаран!

Морской музей владычицы Средиземноморья
А вот это яхточка под гордым британским флагом. Интересно, кому она относится? Кто это решил прокатиться до Венеции?

Итак, идем мы от остановки в порт, садимся там на приличных размеров двухпалубный катер, и плывем в самый середина Венеции. Причалы катеров расположены там один за другим. Но где бы вы ни причалили: и площадь Святого Марка, и Дворец дожей – все это в шаговой доступности. Первое, что, уместно, бросается в глаза, когда вы приближаетесь к нему со стороны моря, это… камерность всех этих построек. Кстати, Венеция сама по себе весьма небольшая, а все ее дворцы, пусть даже и в четыре-пять этажей – впечатления высоких зданий совсем не производят. Такова же и сама площадь Святого Марка. Это лишь на экране телевизора она большая, а так – в реальности, она совсем невелика. И, до предела заполнена народом! И с каждым новым катером толпа становится все вяще. Китайцы, японцы, корейцы, индийцы… господи, кого тут только нет. Ну и наши, конечно, куда без нас…

Морской музей владычицы Средиземноморья
Наконец-то всем нам знакомый вид на Дворец дожей. Слева кампанила собора Святого Марка, раздельно от него стоящая колокольня (кампанила) высотой 98,6 м, откуда открывается потрясающий вид на город

Морской музей владычицы Средиземноморья
Высаживаемся совсем недалеко от этой башни, и если нам необходимо во Дворец дожей и на площадь Св. Марка – идем налево, а если сразу в морской музей – направо

«С гидом хорошо, но лучше обнаружить самостоятельность!»

Обычно гиды наших российский туроператоров еще до прибытия в Венецию собирают деньги на обед в местном ресторане с блюдами здешней кухни (20 евро с человека) и на катание на гондолах (тоже 20), после чего на площади быстро передают вас здешнему гиду, который наскоро показав – «налево, направо…», ведет всю группу к мосту Риальто, где и расположен этот пресловутый ресторан. На вой взор, следовать подобному маршруту не следует. Во-первых, так вы гарантированно не попадете во Дворец Дожей, а там есть что посмотреть, причем для любителей старого оружия замечу, что там тоже имеется свой прекрасный Арсенал с замечательной коллекцией средневекового оружия и доспехов (рассказ о нем непременно последует, но запоздалее!), а во-вторых, вам придется толкаться вместе с толпами туристов по узким венецианским улицам вплоть до самого моста Риальто. Он, разумеется, интересен, но мне лично было интереснее посмотреть «Мост вздохов», причем не только снаружи, но и побывать у него внутри.

Морской музей владычицы Средиземноморья
Вот так выглядит дом музея

Морской музей владычицы Средиземноморья
Ну а на этой фотографии с высоты птичьего полета оно находится в самом низу справа и видно, кстати говоря, какая Венеция сама по себе небольшая

Кому на гондоле кататься, кому по музеям ходить!

Так что если вас вяще привлекает содержательная сторона посещения Венеции, а не развлекательная, то оставайтесь на площади Святого Марка. Поднимитесь на лифте на колокольню, сходите в собор Св. Марка, осмотрите Дворец дожей, покушайте там в кафе, размещённом в подвале у самой воды, причем прямо перед вами за стеклянной дверью будут проплывать гондолы, а затем… затем, статут от жары и толп туристов, идите-ка от дворца по набережной налево. Один, два, три… пять мостов нужно будет перейти (но на самом деле это совершенно недалеко) и слева на берегу канала вы увидите пятиэтажное здание (смотрится как наше четырехэтажное!) темно-красного цвета. Узнать его можно еще и по двум вящим якорям, стоящим у его дверей. Вот это и будет Военно-морской исторический музей Венеции.

Морской музей владычицы Средиземноморья
Якорь с линкора «Вирибус Юнитис» у входа в музей

Входим вовнутрь и наслаждаемся тамошней прохладой, поскольку в самой Венеции летом на просто жарко, а очень жарко. Кстати, об этом и о зонтиках от солнца необходимо будет подумать заранее. Особенно, если с вами вместе женщины. Ведь ваши чемоданы и весь ваш багаж остаются в туристическом автобусе. Мы, так, приехали в Берлин, и был у нас только один пляжный зонт, хотя и небольшой по размерам. И… тут же начался дождь, и поскольку гулять с пляжным зонтом по столице Германии моей супруге было не камильфо, пришлось приобрести ей «берлинской зонт». Приехали в Венецию, и там вроде бы задувал ветерок с моря. Зонта поэтому не взяли, а ветерок возьми, да и стихни. И тут уже стало не по себе внучке… Явно она перегрелась на солнце. И пришлось покупать ей «венецианский зонт». Неплохо, конечно, но на мой взгляд, три зонта за одну поездку это немножко чересчур.

Так что прохлада музея вас, безусловно, освежит. И отсутствие толп туристов. Потому, что с каждым новым мостом их становится все меньше и меньше, а до музея доходят нахоженные единицы!

Якоря врага на память!

Хотя те же самые якоря, что встречают вас у входа, тоже не что иное, как весьма интересные экспонаты, связанные с историей итальянского флота. Они относятся австро-венгерским линкорам «Вирибус Юнитис» и «Тегетхоф». Первый был уничтожен итальянскими боевыми пловцами в самом конце Первой всемирный войны, а второй попал к итальянцам в качестве трофея и был проведен перед строем кораблей итальянского флота во время «Парада победы» в 1919 году, а затем уже в 1925-ом послан на слом.

Интересно, что в этом году у этого музея самый настоящий юбилей: ему исполнилось ровно 100 лет с момента основания в 1919 году, но вот в своем теперешнем дому он находится лишь с 1964 года. Впрочем, само это здание тоже памятник, поскольку оно было построено еще XV века. Тут размещался арсенальный амбар, и здесь хранили зерно, мололи из него муку и пекли галеты, которые были основной пищей галерных гребцов. Так что музей достаточно большой, хотя на вид так не кажется. В нем 42 зала, а общая их площадь составляет 4000 кв.м.

Морской музей владычицы Средиземноморья
Знаменитый итальянский «Поросенок» – торпеда «Майале», с поддержкой которой пловцы МАS подорвали на рейде Александрии английские линкоры «Вэлиент» и «Куин Элизабет»

Морской музей владычицы Средиземноморья
Механизмы торпеды примитивны дальней некуда!

Морской музей владычицы Средиземноморья
Управление рулями торпеды осуществляло при помощи вот этих «проволок». «Потяни, деточка, за веревочку, дверь и отворится!»

Морской музей владычицы Средиземноморья
Вот в это были облачены пловцы МАS

Торпеда и мортиры

В прохладном холле первого этажа наше внимание сразу же привлекают тяжкие мортиры справа и установленная слева человекоуправляемая торпеда «Майяле» («Поросенок») – секретная разработка итальянских военных инженеров 30-ых годов прошедшего века. В годы Второй мировой войны эти торпеды активно применялись подразделениями боевых пловцов (отряд 10-й флотилии МАS) на Средиземном море против британцев. С их помощью им удалось подорвать и серьезно повредить несколько боевых кораблей и транспортных судов, но воспользоваться сложившейся ситуацией итальянские адмиралы так и не смогли.

Морской музей владычицы Средиземноморья
Герметический ангар торпеды «Майале». Вот такие они и воевали: люк откидывался и экипаж из двух человек сидя верхотурой вот на этом «чуде техники» отправлялся топить вражеские корабли

Морской музей владычицы Средиземноморья
Обычно в Интернете помещают фотографию этого контейнера со сторонки открытой крышки (см. предыдущее фото) с наполовину вышедшей из него торпедой. Но мне захотелось показать какие на нем были мощные ребра жесткости. Ведь ладья с этими контейнерами на палубе должна была действовать на большой глубине

Интересно, что на втором этаже выставлена не только самая эта торпеда, но и герметический контейнер, в каком такие торпеды находились на палубе подводной лодки. На подводной лодке «Шире», например, было три таких контейнера. Военным пловцам перед атакой нужно было забираться внутрь этого контейнера через люк, подготовить торпеду к запуску, после чего в него поступала вода, они усаживались на нее верхотурой, а полусферическая крышка открывалась, и торпеда начинала движение к цели. Оказавшись под днищем корабля противника, они должны были при поддержки специальных струбцин, которые крепились на портовых килях, протянуть под его днищем трос, а уже на нем закрепить мину (носовую часть торпеды) с зарядом взрывчатки 200-300 кг, включить таймер, и лишь после итого этого плыть назад, вновь оседлав своего «Поросенка». А можно было… выбираться на берег и там сдаться в плен, чем на практике из-за бесчисленных отказов техники эти походы часто и заканчивались! Здесь же в витрине выставлен и гидрокостюм, который носили эти боевые пловцы.

Морской музей владычицы Средиземноморья
Справа от входа вас повстречает вот такая турецкая бронзовая мортира, захваченная итальянцами на форте в Триполи во время боевых действий в Ливии в 1911-1912 гг. И тогда еще турки из нее били!

Морской музей владычицы Средиземноморья
90-фунтовая пушка-кулеврина, отлитая Козимо Сенни в 1643 году. Находилась на средней палубе галеры «Тоскана»

Модели кораблей на любой вкус

Одним из совершенств этого музея является его наглядность. В нем выставлены не только реальные предметы, оружие, мундиры, морские инструменты, и даже гондолы и барки в натуральную размер, но и множество моделей судов, начиная с древнеегипетского суденышка, сделанного бог знает когда, с какой-то, скорее всего, религиозной мишенью. Например, на первом находятся диорамы с изображением портов XVII столетия и крепостей, принадлежавших итальянцам, и вся их архитектура видна на них, как на ладоше. Тут можно увидеть модели и финикийских, и древнегреческих бирем и трирем, и все азиатские суденышки – сампаны, джонки и проа. Первые венецианские каравеллы и галеоны, галеры и галеасы, аналогичные тем, что участвовали в исторической битве христиан с магометанами при Лепанто в 1571 году, и первые итальянские броненосцы, участвовавшие в не менее известном морском сражении при Лиссе в 1866-ом. Кушать модель знаменитого броненосца «Дуилио», причем одна даже в разрезе, так что вся его «начинка» видна очень хорошо. А на четвертом этаже в «Шведском зале» (он посвящен сотрудничеству шведского и итальянского флотов) выставлена отлично выполненная модель линкора «Ваза». Ну, того самого…

Морской музей владычицы Средиземноморья
Древнеегипетская лодка с фигуркой человечка.

Морской музей владычицы Средиземноморья
Модель одного из венецианских кораблей XVII в.

Продолжение следует…Источник[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]

>