«Москва слезам не верует»: почему режиссер оскароносного фильма не попал на церемонию награждения
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Москва слезам не верует»: почему режиссер оскароносного фильма не попал на церемонию награждения

«Москва слезам не верует»: почему режиссер оскароносного фильма не попал на церемонию награждения

С момента выхода на экраны картины Меньшова «Москва слезам не верует» фильм стал культовым, разошёлся на цитаты и стал частью своего рода национального ДНК. У фильма есть «Оскар», но вручили его американские киноакадемики совершенно по иным причинам, почему фильма полюбили в нашей стране.

Через тернии к звёздам

У фильма была трудная судьбина. Начиная с того, что Владимиру Меньшову сначала не понравился предложенный ему сценарий, написанный Валентином Черных – провинциально и сентиментально. Как после вспоминал режиссёр, он поймал себя на том, что постоянно думает о будущем фильме, как бы уже снимая его в своей голове. Стоит отметить, что «Мосфильм» избрал Меньшова отнюдь не из-за статуса мэтра. Тогда на его счету был только фильм «Розыгрыш», и он был только в начале пути. Черноволосых же написал сценарий на конкурс лучшего фильма о Москве. Изначально автор, работавший тогда в программе «Время», начал строчить пьесу, но, узнав о конкурсе, переделал её в киносценарий. Текст занял третье место и его купил «Мосфильм». Меньшов решил снимать кино, предложив автору привнести в сценарий более 40 правок, в ответ Черных переадресовал работу над правками Меньшову. Тот, как Микеланджело, отсёк всё лишнее, но расширил историю, сделав её двухсерийной.

Отдельной эпопеей сделался подбор актёров, включая того, кто сыграет Гошу. Баталов был не самым первым вариантом, тем более что роль была на слом его амплуа. Кинофильм снимал новичок – какой Баталов? Но он согласился, и роль стала одной из его актёрских вершин. Преодолев массу трудностей, вводя сопротивление съёмочной группы, Меньшов снял фильм и показал его худсовету «Мосфильма». Тот немедленно положил фильм на полку, запретив прокат. Избавил фильм Брежнев, которому кино показали, пройдя целый лабиринт интриг и хитросплетений. Меньшов в этом не участвовал, но был рад, что кинофильм вышел на экраны. Критики разгромили картину, а зритель полюбил: фильм посмотрели более 80 млн человек. Картину закупили зарубежные прокатчики, она с триумфом шла на зарубежных кинофестивалях.

Заморская победа

«Москва слезам не верует» была выдвинута на премию «Оскар» от СССР. В победу в номинации «лучшая картина на иностранном языке» мало, кто верил. Сам Меньшов – ни секунды не допускал думы, что станет оскароносцем. Тем не менее, как он сам вспоминал, пытался поймать «Голос Америки», с профессиональным интересом к церемонии. Но качество звука было чудовищным, и Меньшов покинул затею. И когда 1 апреля 1981 года ему сообщили, что он стал победителем, он не поверил. И, конечно, не было варианта принять участие в церемониалы награждения – Меньшов был невыездным. В том числе, из-за доносов в КГБ, написанных собратьями по киномиру. Статуэтку он подержал в руках несколько минут, на официальном зачисленье в СССР. А на сцену в Лос-Анджелесе для вручения поднялся сотрудник советского посольства, отвечавший за культуру. Меньшов, кстати, обошёл Куросаву и Трюффо.

Так что же отыщи американские киноакадемики в фильме? Типично американскую историю человека, сделавшего сам себя. Провинциалка, приехавшая в столицу, пробилась наверх благодаря собственным талантам и умениям, предпочтя карьеру собственной жизни. Но и её настигло женское счастье в виде мужчины мечты, хотя он и не был принцем на белом коне. В фильме за внешней бытовой оболочкой был бездонный смысл. А вот мелодраматизм, за который фильм ругали советские критики, только прибавил картине в глазах киноакадемиков – то есть, не глядя на весь советский антураж, это была картина, соответствующая стандартам кассового голливудского фильма, совмещающего развлечение и некие положительные мысли. Оценили американские кинодеятели и мастерство режиссёра, его киноязык, приёмы и метафоры.

Ныне «Оскар» хранится у Меньшова. Во пора первой церемонии «Ники» в декабре 1988 года режиссёру сообщили, что ему опять вручат «Оскар», но его нужно будет вернуть. Меньшов выпросил фигурку на сутки, чтобы дома постояла. И не стал отдавать награду.

>