Мост сквозь Севастопольскую бухту. Героическое прошлое и возможное будущее
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

В декабре 2018-го года в информационном поле замелькали извещения о том, что строительство Севастопольского моста — не просто очередная неосуществимая идея, а что к проектированию уже подключились организации, принимавшие участие в строительстве Крымского моста и вантового моста на остров Русский во Владивостоке. Сама целесообразность стройки обусловлена географией города Севастополя, фактически разделённого на две части. В самом деле, огромный городской организм нашей базы Черноморского флота фактически существует в состоянии транспортной разобщённости. Чтобы в час пик или во время непогоды добраться через Инкерман с северной части города на южную (или навыворот), придётся потратить до двух часов. Подобное состояние для промышленного морского города и базы флота, не считая потребностей рядовых граждан, природно, негативно отражается на многих сферах жизни Севастополя.

Мост сквозь Севастопольскую бухту. Героическое прошлое и возможное будущее
Изображение Севастопольского моста от пресс-службы правительства Севастополя

Планы по стройке Севастопольского моста периодически начинали фигурировать на уровне предложений и инициатив сразу после Великой Отечественной войны. Но любой раз идея натыкались как на технические трудности, так и на противодействие со стороны командования флота. Военморы вполне резонно полагали, что начавшиеся военные действия разрушат возведённый мост, а его обломки в свою очередь заблокируют боевые корабли в бухте, словно пробка в бутылке.

В этот момент изменилась и ситуация, и месторасположение многих объектов, и сами технологии. Наиболее экономичным вариантом, учитывающим интересы всех сторонок проекта, в том числе и флота, в итоге сочли вариант возведения вантового моста. Также были озвучены предполагаемые параметры грядущего объекта: протяжённость вместе с подходами около 4 километров, 4 полосы, велосипедные дорожки, а точки входа и выхода будут располагаться в зонах улиц Брестской (южная часть города) и Богданова (северная часть).

Мост сквозь Севастопольскую бухту. Героическое прошлое и возможное будущее

22 апреля 2019-го года, как заявили в пресс-центре ФАУ «Основное управление государственной экспертизы», эксперты Крымского филиала Главгосэкспертизы России выдали положительное заключение о проведении публичного технологического и ценового аудита инвестиционного проекта на первом этапе стройки транспортного перехода через Севастопольскую бухту.

В общем, кажется, что проекту быть. Конечно, если доморощенная оппозиция, протестующая по предлогу и без и ободрённая беснованием в Москве, закрытием проекта собора в Екатеринбурге (под иррациональный вой с разных уголков страны) и знатно испорченной кровью строителей Томинского ГОКа, не замыслит саботировать и этот проект. Разумеется, не стоит забывать и про псевдоэкологов домашнего розлива. Недолго вспомнить, сколько копий было сломано о Крымский мост, какой, по мнению «экологов», «погубил» крабов и дельфинов. Правда, потом выяснилось, что к гибели дельфинов причастны украинские моряки, отпущенные от «Мордора».

Однако обратим свой взгляд в прошлое: ведь мост через Севастопольскую бухту некогда уже был перекинут. И возведён он был при самых трагических обстоятельствах.

Мосты воюющего города

Шёл 1854-й год, полыхала Крымская брань. Отважный Севастополь отчаянно отбивался от превосходящих войск Британии, Франции, Османской империи и Сардинского королевства. Оборона спрашивала от войск мобильности, но глубоко вдающаяся в сушу Севастопольская бухта, изрезанная своеобразными южными «фьордами», часто лишала заступников возможности быстрой переброски войск с одной стороны бухты на другую, не говоря уже о своевременной эвакуации раненых. Тогда и возникла идея связать изрезанную бухтами сушу преходящими мостами.

Первый мост был возведён в сентябре 1854-го года в Южной бухте Севастополя. Этот объект активно эксплуатировался вплоть до крышки марта 1855-го. 28 марта началась вторая усиленная бомбардировка героического города-крепости, длившаяся десять дней. За это пора по Севастополю противник произвёл 165 тысяч артиллерийских выстрелов. Лавина металла, невиданная до тех пор в истории осадных войн, целиком уничтожила мост Южной бухты.

Мост сквозь Севастопольскую бухту. Героическое прошлое и возможное будущее
Плавучие мосты Южной бухты

С инициативой строительства следующего моста выступил уже сам адмирал Павел Степанович Нахимов. Он предложил возвести перевоз в глубине всё той же Южной бухты. Мост был также плавучим и крепился на якоря. Много позже событий Крымской войны в 80-х годах 20-го столетия один из якорей этого моста обнаружили рабочие во время ремонта железной дороги. Позже это якорь был установлен на Историческом бульваре у дома панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 годов».

Следующее строительство началось в феврале 1855-го года. На этот раз его возводили для скорого и надёжного сообщения с линией обороны Селенгинского и Волынского редутов, располагавшихся северо-восточнее бухты Килен. Данный мост использовался вплоть до мая 1855-го года.

Но самым знаменитым сделался мост через Севастопольскую бухту, протянувшийся с южной на северную сторону. 1855-й – второй год героической обороны Севастополя. Британия, Франция, Османская Порта и Сардиния, для каких осада одного единственного города превосходящими силами уже превратилась в самый настоящий позор, продолжали с обозлённым упорством штурмовать русский гарнизон. Наступали последние месяцы эпохального сражения. Явный перевес на стороне англо-французских сил был уже неоспорим.

Мост сквозь Севастопольскую бухту. Героическое прошлое и возможное будущее

Сообщение между Нордовой и Южной стороной Севастополя с каждым днём всё более осложнялось, а перспектива эвакуации войск из южной части города становилась насущной нуждой. В июле с инициативой протянуть плавучий мост от Николаевской до Михайловской батареи выступил генерал-лейтенант Бухмейер. Командование в лице князя Александра Михайловича Горчакова зачислило решение одобрить эту инициативу, несмотря на критические взгляды многих инженеров, считавших, что мост либо разнесёт волной, либо он не будет возведён в принципе.

Руководство стройки столь сложного в тех условиях объекта поручили непосредственно инициатору — генерал-лейтенанту Александру Ефимовичу Бухмейеру, который в будущем вольётся в плеяду героев Севастополя. К исполнению трудов отвели старших офицеров капитан-лейтенанта Павла Ивановича Куприянова (станет впоследствии контр-адмиралом), капитана 2-го ранга Ивана Фёдоровича Лихачёва (выйдет в отставку в чине вице-адмирала, будет членом Русского и Французского географических обществ), сотню моряков флотских экипажей, сапёров 4-го батальона, бойцов 45-й дружины Курского ополчения и возле сотни плотников.

Мост сквозь Севастопольскую бухту. Героическое прошлое и возможное будущее
Слева направо: Бухмейер, Куприянов и Лихачёв

Мост возвели достаточно быстро, учитывая обстоятельства. Лесоматериал, к образцу, приходилось доставлять из Херсона на телегах. К работе приступили 14 июля, а первые бойцы смогли пройти по мосту уже 15-го августа 1855-го. В итоге всеобщая длина моста составляла 450 саженей (960 метров). Сам мост состоял из 86 плотов, каждый шириной 5 метров и длиной 13 метров. На плаву мост удерживался якорями. Само месторасположение моста, т.е. на довольно широком участке бухты, было отнюдь не случайным. Плавучий переход для русских войск брал начало прямо у закругления каменного массива Николаевской батареи, т.е. сама батарея становилась заслоном от артиллерийского огня для начала переправы.

Трагическое отступление

24 августа (4 сентября) началась шестая бомбардировка Севастополя, фактически стёршая с лики земли артиллерию Малахова кургана, а сами позиции превратившая в груды развалин. Но только 27 августа после тяжкого боя противнику удалось захватить курган и прорвать оборону. Князь Горчаков отдал приказ покинуть позиции на Южной сторонке Севастополя.

Мост сквозь Севастопольскую бухту. Героическое прошлое и возможное будущее
Вид на отступление по плавучему мосту и горящую Южную сторону Севастополя

В вечерних сумерках 27-го августа в небо взвилась ракета – сигнал к отступлению, какое было встречено многими солдатами и офицерами враждебно. Старшим офицерам пришлось чуть ли не силой заставлять некоторых заступников Севастополя начать переход по мосту. В бухте поднялся сильный северо-восточный ветер, нагонявший волну. Мост сильно сотрясался под тяжестью людей и повозок. На кой-каких участках переправу захлёстывало волной. Поэтому команды моряков и сапёров оперативно увеличивали плавучесть таких участков заблаговременно подготовленными просмоленными бочками.

Вместе с защитниками Севастополя по мосту шли и гражданские лица, коим разрешили взять с собой лишь тот вещи, что умещался в руках. Весь этот печально-торжественный марш шёл под аккомпанемент канонады и иллюминацию горящей Южной стороны города.

Для заслоны отступления на Южной стороне остались войска, состоящие из пехоты, артиллеристов, сапёров и моряков. Командовали группой прикрытия генерал Александр Петрович Хрущёв (удерживал Городскую сторонку Южной бухты) и генерал Александр Иванович Шепелев (оборонял Корабельную сторону Южной бухты). Им же поручили уничтожить всё, что лишь возможно, дабы врагу не достались трофеи. Для этого были выделены специальные команды «охотников», которые жгли пороховые погреба, уничтожали артиллерийские орудия, какие было невозможно транспортировать, и подрывали целые батареи.

Мост сквозь Севастопольскую бухту. Героическое прошлое и возможное будущее

Уже глубокой ночью был подан второй сигнал ракетой, что означало распоряжение отступать силам прикрытия. Всё это время генерал-лейтенант Александр Бухмейер находился непосредственно на мосту, руководя переправой, созданной в итоге лишь для этой огненной ночи. К восьми часам утра наконец показались последние защитники Севастополя, которым удалось отступить по плавучему мосту Бухмейера. Это был отряд бойцов Тобольского полка полковника Александра Александровича Травяной, за которыми шёл командующий группой сил Городской стороны генерал Хрущёв.

Мост сквозь Севастопольскую бухту. Героическое прошлое и возможное будущее
Памятный знак на месте начала плавучего моста на Полуденной стороне Севастополя

Бухмейер отдал приказ развести мост, как только Хрущёв подошёл к нему, заявив, что Южная сторонка оставлена. Мост прекратил своё существование. Но всё же последними, кто покинул Южный Севастополь, были вышеупомянутые «охотники», оставшиеся для ликвидации инфраструктуры, боеприпасов и вооружения. Лишь ближней к полудню, когда подорванные пороховые погреба и пылающие батареи сплелись в один бушующий пожар, команды охотников переправились на Нордовую сторону на гребных судах.

Севастопольский пожар 1855-го года пылал целых два дня, не позволяя противнику всё это время полноценно взять Южную сторону города-героя. Так окончилась история севастопольских мостов, а новая мирная их история, может быть, только начинается…

Ключ

>