«На Гитлера трудится вся Европа»: как Сталин оправдывал неудачи Красной Армии

Новость опубликована: 18.07.2019

«На Гитлера трудится вся Европа»: как Сталин оправдывал неудачи Красной Армии

«На Гитлера трудится вся Европа»: как Сталин оправдывал неудачи Красной Армии

Все оценки причин поражений в начале Великой Отечественной войне в течение итого советского периода истории нашей страны базировались на выступлениях И.В. Сталина. Всего лишь через несколько дней после нападения Германии, 3-го июля в своей выговоры по радио, он сказал, что: «Наши войска героически сражаются с врагом, вооруженным до зубов танками и авиацией.»

А уже в Докладе на торжественном заседании Московского Рекомендации депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы 6-го ноября 1941 года он обозначил причины неудач Алой Армии, которые далее никогда не менялись. Речь шла о численном многократном превосходстве немцев в танках и самолетах.

Причина же этого перевесы в численности была указана: «…немцы вырабатывают гораздо больше танков, ибо они имеют теперь в своем распоряжении не лишь свою танковую промышленность, но и промышленность Чехословакии, Бельгии, Голландии, Франции. Без этого обстоятельства Красная Армия давно расшибла бы немецкую армию, которая не идет в бой без танков и не выдерживает удара наших частей, если у нее нет превосходства в танках.»

После этого у советских историков не было предлогов искать какие-то другие причины поражений, а тезис о том, что: «На Гитлера работала вся Европа», был принят за аксиому. И уже под эту аксиому подгонялись все имеющиеся эти в исторических трудах. Даже после смерти Сталина и его осуждения Хрущевым, от старых мифов никто отказываться не стал. Немного того, даже сейчас они широко повторяются с экранов федеральных каналов.

При этом никакого реального подтверждения данного тезиса либо не приводят, либо даются цифры, какие ничего не подтверждают. Например, в советской «Истории Второй Мировой войны» приводятся данные по Франции, которая дала Германии «возле 4000 самолетов, около 10 тыс. авиационных двигателей, 52 тыс. грузовиков». Ну и, конечно, никогда не забывают вклад Чехословакии.

Что прикасается Чехословакии (точнее Чехии, потому что Словакия стала отдельным государством), то будучи включенной в состав Рейха, её промышленность подлинно работала и поставляла вооружение и все прочее для Вермахта. И вклад был немалый.

А вот что касается остальных стран Европы, то тут картина совсем другая.

Для начала следует прояснить саму постановку вопроса. Что значит работала на Гитлера? Судя по утверждениям советских историков, выглядит так, будто заводы краёв Франции, Бельгии, Польши, Голландии и пр. производили массово всякое вооружение и прочую военную продукцию (мундиры и продукты на брани ведь нужны не меньше танков и пушек), и фактически отдавали её немцам. Но это в корне не так.

Во-первых, вооружение в европейских странах (кроме Чехии) не производилось. Лишь во Франции было налажено производства агентурных самолетов FW.189, которые в Красной Армии прозвали «рамой», но их изготовили около четырёх сотен, причем речь шагает о сборке из поставляемых с завода в Бремене деталей. На заводе французской фирмы SIPA в 1943 году пытались наладить производство учебного аэроплана Arado Ar.396, но до высадки союзников во Франции серийно производить их так и не начали. Эти самолеты выпускались во Франции уже после войны.

Популярно и про заказ у фирмы «Berliet» 30 тысяч грузовых автомобилей. Полноприводные грузовики этой компании в 30-е годы считались лучшими в вселенной, а у Вермахта были серьёзные проблемы с моторизацией. По оснащению автотранспортом Вермахт уступал (в процентном отношении) даже таким краям как Бельгия и Голландия. Все пехотные дивизии Вермахта до конца войны имели артиллерию на конной тяге. Но возникла серьёзная проблема — французы заломили за свои машины такую неимоверную стоимость, что снабжать ими армию было нереально.

То же самое было и с поставками прочей продукции из других стран — немцы за неё платили, и, судя по кое-каким примерам, даже очень дорого платили. Например, поставки железной руды из Швеции, без которой Германия бы долго не провоевала, обходились дорогостоящей немецкой.

Конечно, немцы наложили большие контрибуции на побежденные страны, захватив, в том числе и огромные запасы. Помимо этого было захвачено утилитарны всё вооружение побежденных стран. Но реальная польза от этих трофеев была мизерной. Из упоминаемых в советских источниках 5 тысячах трофейных французских танков (а их было ну совершенно не 5 тысяч) на Восточном фронте использовались за все годы войны несколько десятков, включая и переделанные в различные самоходные установки. Трофейными французскими грузовиками подлинно оснастили почти треть дивизий, но этих машин хватило на пару лет войны и на наших дорогах они скоро истратили собственный ресурс.

Огромное количество захваченной артиллерии так ни разу и не стреляло. Все орудия свозились в части береговой обороны во Франции и Норвегии, где и отстояли всю войну. Причина — отсутствие боеприпасов. Уже в 1942 году в батареях полевой артиллерии пришлось сокращать число орудий с четырёх до трёх. Вызволяли только советские трофейные пушки и огромное количество захваченных складов с боеприпасами в начале 1941 года.

Ещё часто упоминают, что на европейских заводах ремонтировали вооружение и технику. Подлинно, факты использования французских заводов есть, но их очень немного и речь шла про французские же танки, которые пытались привести в рабочее состояние.

Разумеется, нельзя говорить о том, что победа над странами Европы не усилила военный потенциал Германии, но подходить к этому вопросу надо весьма внимательно. Ибо при тщательном изучении выясняется, что фраза «вся Европа работала на Гитлера» — это всего лишь миф, начало которому возложил И.В. Сталин ещё в 1941 году.


«На Гитлера трудится вся Европа»: как Сталин оправдывал неудачи Красной Армии