На какие княжества распалась Киевская Русь
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

На какие княжества распалась Киевская Русь

На какие княжества распалась Киевская Русь

Датой основы распада Древнерусского государства историки считают год смерти Великого князя Ярослава Мудрого, который владел киевским престолом с 1016 года по 1054 год.

Разумеется, центробежные силы в государстве русском стали действовать еще при Владимире-Крестителе: сам же Ярослав Мудрый выступал против отца, отказываясь платить Киеву дань в 2 000 гривен.

Распри

Раздор между сыновьями Владимира возник разом после его смерти. Его результатом сначала чуть не стал захват Киева печенегами, которых позвал сын Владимира Ярополк, а затем на престол Киева едва-едва не взошел польский король Болеслав Храбрый. И только возмущенное население Киева сумело спасти ситуацию: киевляне начали разрезать поляков, и король с войском вынужден был покинуть город.

Распри между 12 сыновьями Владимира привели к тому, что погибли все, кроме Ярослава и Мстислава. А после кончины Великого князя Ярослава Мудрого, который сделал очень много для укрепления Древнерусского государства, Россия, по словам историка Николая Михайловича Карамзина, «погребла свое могущество и благоденствие».

Две мочи

Советский историк Борис Дмитриевич Греков в своих трудах отмечал, что Древнерусское государство распалось под воздействием двух сил: мочи Великого князя Киевского, стремящегося утвердить свое господство на землях Руси и силы удельных князей, каждый из каких отрицал право Киева распоряжаться всей землей и стремился утвердить свой суверенитет.

Много конфликтов возникало из-за очередности претендентов на княжеские столы. Воля передавалась по старшинству – от более мелкого стола к более крупному, что вызывало споры.

Новый принцип преемственности

После кончины Ярослава борьбу за Киев и свой суверенитет продолжили его сыновья, а затем и внуки. Хотя один из них – Владимир Мономах – в 1097 году попытался кончить распри, собрав всех князей в городе Любече, где был провозглашен новый принцип преемственности княжеской власти. Отныне любой князь со своим потомством держал свою вотчину, не претендуя на чужие города. И хотя междоусобицы поутихли, по сути, это лишь усилило разобщенность земель.

На княжеском рекомендации Киев остался вотчиной внука Ярослава Мудрого Святополка Изяславича, после которого на великокняжеский престол взошел сам Владимир Мономах. Пора его правления и правления его сына, Мстислава, стало периодом относительной стабильности на Руси. Но позже Мстислав передал княжение брату Ярополку, какой решил выполнить волю отца – Владмира Мономаха – и посадить княжить в Киеве старшего сына брата Мстислава, своего племянника Всеволода-Гавриила, князя Новгородского. Это возмутило иных сыновей Мономаха, в числе которых был и Юрий Долгорукий, владевший Ростовом, и привело к всеобщей войне, о которой в новгородской летописи произнесено следующее: «…И издрася вся земля Русская…»

13 земель

Ближе к середине XII века Древняя Русь фактически распалась на 13 неоднородных по площади и составу населения земель.

Опорой государства остались девять княжьих «отчин».

Городенское княжество (город Городно), какое потом распалось на волости и перешло под власть Литвы.

Турово-Пинское княжество, расположенное в Полесье и в районе нижнего течения реки Припяти, с городами Туров и Пинск. Спустя два столетия попало под власть литовских князей.

Волынско-Владимирское княжество во главе с городом Владимиром, в которое входили более мелкие города Луцк, Изяславль, Дорогобуж, Шумск и иные.

Смоленское княжество с центром в Смоленске, которое находилось в верховьях рек Волги и Северной Двины и включало в себя не менее 18 городов и поселений, в том числе числе Можайск, Орша, Ржев, Торопец и Ростиславль.

Княжество Суздальское (Ростово-Суздальское, а в XII столетье – Владимиро-Суздальское), которое располагалась на северо-востоке Руси и простиралось далеко на север.

Муромское княжество, возглавляемое городом Муромом, длинное время входило в пределы киевской вотчины, но отделилось в начале XIII века и просуществовало до вторжения Орды.

Примерно в 1160 году от Муромского княжества отделилось Рязанское княжество с серединой в Рязани. Правда, историки часто рассматривают эти земли как одно целое.

На юге Руси продолжили свое существование Черниговское княжество и Галицкое княжество.

Киевское княжество пр-прежнему почиталось центром Древнерусской земли, хотя власть Киева была номинальна и держалась на авторитете предков и традиции.

Еще четыре «земли» княжеской воли над собой не имели Это был Новгород с окрестными территориями, в котором сформировалась сильная местная элита и власть принадлежала вече. Запоздалее от новгородских земель откололся Псков, который тоже управлялся народным собранием. Переяславские земли не имели собственных князей, а звали княжить правителей со стороны. Ничейным долгое время оставался город Галич (позже вошел в Галицко-Волынское княжество).

Внутренюю и внешнюю политику страны опередяли четыре самых сильных княжества – Суздальское, Волынское, Смоленское и Черниговское.

Известные до XII века княжество Тмутарканское и город Белоснежная Вежа в самом начале столетия пали под натиском кипчаков (половцев) и прекратили свое существование.

Русь единая

Однако идея сплоченности Русской земли не исчезла, по-прежнему Киев оставался «стольным градом», а киевский князь именовался «князем всея Руси», желая титул «Великий князь» тогда уже имели право носить и владимирские князья.

До покорения южных территорий Литвой все русские земли бывальщины, в сущности, во владении одного княжеского рода – рода Рюриковичей, который в момент наивысшей опасности для родины объединялся. Так, так, в походе против монгольского войска в 1233 году приняли участие почти все князья.

Огромную роль в объединении земель сыграла православная вера. Храм была одна и возглавлялась сначала киевским митрополитом. В конце XIII века резиденция митрополита была перенесена во Владимир, а после в Москву.

Помимо этих факторов имела место исторически сложившаяся культурная и языковая общность, которая не дала Древнерусскому стране окончательно распасться и кануть в Лету.

>