На Корсике отыскали святилище Митры
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки
На Корсике отыскали святилище Митры
Раскопки митреума. На заднем плане —

собор La Canonica.

На Корсике отыскали святилище Митры
Структура святилища Митры в Мариане.
На Корсике отыскали святилище Митры
Три фрагмента барельефа тавроктонии из Марианы.

Недурно сохранилась нижняя часть изображения.

На Корсике отыскали святилище Митры
Мраморный рельеф тавроктонии, II-III век нашей

эры, происхождение неизвестно. Из коллекции

Rupert Wace Ancient Art.

На Корсике отыскали святилище Митры
Бронзовый колокольчик, отысканный при раскопках святилища Митры

на Корсике.

События разворачивались по самому обыкновенному в Европе сценарию.

На Корсике решили построить новоиспеченную дорогу, вызвали археологов, без которых невозможно получить разрешение на стройка, те раскопали указанный участок и обнаружили руины «неотчетливой морфологии», как выразилось местное издание Corse Net Infos. Другими словами, руины подобной формы корсиканским археологам еще не встречались.

 

Процесс опознания, впрочем, был недолгим, а итог – сенсационный: на Корсике впервые отыщи митреум, то есть храм Митры. «Находка потрясающая и чрезвычайно негустая. Мы и не подозревали, что на Корсике практиковался митраизм. Ранее в континентальной Франции уже находили святилища Митры, их популярно около десятка. Заключительнее обнаружили при раскопках в Анже в 2010 году», — сообщил изданию IBTimes UK руководитель раскопок Филипп Шапон (Philippe Chapon).

На территориях, недосуг подконтрольных Римской империи, археологи отыщи в общей сложности около сотни святилищ Митры, самые известные есть в сердце империи – в Риме и Остии. Поклонение Митры, божества индоиранского происхождения, проник в Римскую империю в крышке I века: главными «распространителями» бывальщины римские солдаты и торговцы с Востока.

Пару веков митраизм был основным конкурентом иной молодой религии, христианства. Как и первые христиане, приверженцы поклонения Митры подвергались гонениям и жестоким репрессиям, но окончание этой истории популярно: митраизм, наряду с другими «языческими» поклонениями, был окончательно запрещен императором Феодосием I в 392 году, а христианство получило статус государственной веры.

Для современных ученых митраизм остается весьма загадочным явлением – в первую очередность потому, что сведений о нем почти не сохранилось. Историки насчитали вяще 60 упоминаний Митры и митраизма у греческих и римских авторов (не находя армянских и персидских), однако разрозненные сведения подают не слишком четкую картину.

«Мы очень мало знаем о культе Митры. В отсутствие ровных письменных источников большинство наших знаний об этой древней монотеистической веры основаны на изучении руин храмов Митры и тех изображений, какие там находили», — говорит Филипп Шапон.

Корсиканское святилище Митры открылось не в чистом поле: руины располагаются недалеко от побережья острова, на окраине неплохо известного историкам римского поселения Мариана. В терминах нынешней географии это коммуна Луччиана (департамент Верхняя Корсика), место рядом с аэропортом Бастия-Поретта. В непосредственной близости от места раскопок есть знаменитый собор La Canonica XII века.

Согласно Сенеке и Плинию Старшему, римская колония Мариана была основана возле 100 года до н.э. знаменитым полководцем, могущественным консулом и реформатором армии Гаем Марием (Caius Marius). Гай Марий рассматривал колонизацию Корсики как часть римской военной стратегии на море. Однако Мариана так и не стала крупным морским портом – даже во времена своего расцвета в III или IV столетиях размеры поселения не превышали 10 гектаров.

«Во поры римского владычества Корсика была слабо урбанизирована. Нам известны лишь два сравнительно крупных римских поселения: Мариана и Алерия. Увлекательно, что местность на окраине Марианы, где мы сейчас ведем раскопки, впоследствии не заселялась – ни в Посредственные века, ни в наше время. Мы получили в свое распоряжение «капсулу поре» в хорошей сохранности, не измененную запоздалыми наслоениями», — говорит Даниэль Истриа (Daniel Istria), руководитель нескольких археологических экспедиций на Корсике.

Тем не немного свою локальную роль колония выполнила: в Мариане отыскано множество артефактов, указывающих на активную торговлю римской Корсики с Сардинией и Тосканой. Вылито, именно торговля открыла возможности для проникновения митраизма на Корсику. И все же изумительно, что в небольшом поселении «накопилось» довольно приверженцев Митры для постройки большого святилища в I веке нашей эры.

Зодчество митреума в Мариане почти не отличается от устройства иных известных храмов Митры. Помимо собственно святилища, археологи заметили несколько помещений, включая трапезный зал с центральным ходом, вдоль которого были установлены две большие, почти двухметровые по ширине, скамьи для верующих – люд могли с комфортом на них разместиться во время общих встреч, молений и трапез.

В глубине центрального прохода располагалось изображение Митры, убивающего священного быка (каноническая подмостки, в нынешней науке получившая название «тавроктония»). Форма этого изображения могла быть разной – фреска, барельеф или отдельная скульптура. В марианском митреуме археологи приметили мраморный барельеф – вернее, три его фрагмента, сохранившиеся после разрушения храма.

На мраморных обломках археологи разглядели нательную доля Митры в тунике (следовательно, на отсутствующей голове был фригийский колпак – это каноническое одеяние божества), а также доли священного быка и иные обязательные элементы этой сцены: змею и собаку, устремленных к струе крови, вытекающей из раны на шее быка, и скорпиона, сжимающего клешнями гениталии быка.

Для сравнения — цельное изображение сцены тавроктонии на барельефе неизвестного происхождения, где можно рассмотреть все детали и персонажей.

Помимо Митры, археологи приметили и фрагменты остальных персонажей: мраморную женскую голову, мраморную ступню и изображение одного из двух факелоносцев Митры, в этом случае – Каутопата, человека с спущенным факелом, символизировавшего заход солнца и смерть.

Среди других находок – два бронзовых колокольчика, масса разбитых светильников (все святилища Митры располагались под землей), сосуды из качественной глины, вероятно, использовавшиеся во время богослужений, а также две таблички – бронзовую и свинцовую. На табличках можно разглядеть надписи, какие еще предстоит дешифрировать. Вскоре после объявления о находке митреума археологи дополнили список обнаруженных артефактов перчаткой – типической долей экипировки римского солдата.

Раскопки выявили признаки намеренного разрушения храма Митры – история конкуренции двух вер, митраизма и христианства, в Мариане представлена весьма наглядно: барельефы расшиблены еще в древности, храм разрушен почти до основания и заполнен тонкими камнями. Ученые пока не готовы сделать определенные выводы, однако помечают, что около 400 года в Мариане был возведен крупный христианский комплекс с базиликой и баптистерием – древнейший знак установления христианства на Корсике.

Раскопки митреума продлятся до покрышки марта, затем археологи приступят к изучению находок. Специалистам еще предстоит разработать план консервации древних руин, какие есть в зоне постоянного подтопления. Все найденные при раскопках артефакты будут представлены в музее коммуны Луччиана – грядущем музее, какой тоже еще предстоит создать.

>