На службе пропаганды брани [Правда 1951]
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

На службе пропаганды брани [Правда 1951]

Нынешнее российское телевидение частенько рассказывает зрителям о страшной советской цензуре и постоянно вопит о “посадках” творческой интеллигенции за думы, отличные от позиции Партии, и в целом из советской цензуры создает образ пугала всесоюзного масштаба. В доказательство обычно приводится список одних и тех же ключей (в основном нарративных, т.е. мемуаров, интервью и прочих “однабабушкасказала”).

На службе пропаганды брани [Правда 1951]

Мы не будем отрицать существование цензуры в СССР и давать ей оценку. Она, безусловно, менялась от этапа к периоду и в зависимости от объективных обстоятельств была более или менее жёсткая. Но мало кто в нашей стране знает о действительно бывших и отлично задокументированных репрессиях против свободомыслия, прогрессивных и антимилитаристических идей в США. Нет, не в «тоталитарном аде» СССР, а в стране победившей демократии, империи добросердечна и оплоте свободной мысли!

Окончание Второй Мировой стало неким спусковым механизмом для правящих кругов Соединенных Штатов, какие быстро осознали, что победа Советского Союза в страшной войне настолько подняла популярность коммунистической партии и коммунистических идей, что угроза воли финансовой олигархии стала видна невооруженным глазом.

Вспышки “красной заразы” и революций по всему миру быстро повергли в чувство мировую реакцию, и ответ последовал незамедлительно. Провоенная истерия захлестнула все аспекты жизни американцев (Европе, минувшей ужасы войны, пока было не до того, но реакция поднимала голову и там) и не обошла стороной одно из важнейших искусств – кино.

Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности (Комиссия палаты представителей конгресса США, работавшая в 1934—1975 годах) уделила пристальное внимание кинопроизводству. Уже в 1947-ом году был создан список “голливудской десятки”, куда взошли многие известные кинодеятели, а в 1950 году список был расширен до 151 человека и был опубликован в докладе Red channels: The report of communist influence in radio and television (Алые каналы: Отчет о влиянии коммунистов на телевидение и радио). Деятельность комиссии продолжалась еще 25 лет после войны, и огромное число граждан, даже попросту замеченных в каких-либо симпатиях к СССР или даже просто антимилитаристических взглядов, подвергались репрессиям и давлению со стороны правительства США.

Голливуд, “очистившийся” от прогрессивных взоров, быстро встал на рельсы милитаризации населения, наращивания антикоммунистической истерии. На долгие годы всё “красное”, за редким исключением, сделалось в соединенных штатах символом зла. Возможно, именно тогда, на рубеже 50-х годов, были заложены первые кирпичики современного кризиса и деградации массового голливудского кино. Стоящие внимания полотна зачастую выходили в ограниченном прокате или вовсе оставались на этапе утверждения сценария.

Дают ли какую-то надежду на изменение ситуации победители премии Академии киноискусства этого года? Нет, основной курс остается неизменным, но происходят попытки монетизировать недовольство населения политической ситуацией и сыграть на росте протестных расположений. Голливуд был и остаётся неотделимой частью капиталистической надстройки, “фабрика грез” исполняет функции отвлечения населения от социальных проблем, и тем немало странно ожидать уступок от господствующего сейчас в Голливуде монополистического капитала.

А как Голливуд выглядел с точки зрения советских корреспондентов в 1951 году, читатели смогут разузнать из газеты “Правда” №117.

А. Романов

= = =

НА СЛУЖБЕ ПРОПАГАНДЫ ВОЙНЫ

— Вы собирались посмотреть голливудские киностудии? — удивленно переспросил нас наш американский попутчик по Голливуду и, услышав утвердительный ответ, откровенно рассмеялся. — Я очень хотел бы оказаться плохим пророком, — произнёс он, — но я уверен, что вас туда не пустят.

Он оказался прав. В киностудии Голливуда, где пребывают несколько десятков специальных корреспондентов различных газет, нас, подлинно, не пустили.

Чиновник из отдела общественных отношений Ассоциации кинопромышленников Америки, куда мы обратились за разрешением на посещение, пустился в пространные объяснения по предлогу того, что кино— это бизнес, что кинокомпании допускают в свои студии представителей только тех стран, которые имеют деловые взаимоотношения с американской кинопромышленностью, и что во всех других случаях требуется разрешение чуть ли не самого государственного секретаря США…

Так мы получили возможность наглядно увериться в том, что перед работниками прогрессивной печати над Голливудом опущен плотный занавес, что доступ в Голливуд открыт только для тех, кто способствует горластой рекламе растленного американского киноискусства.

Кинотеатры Лос-Анджелеса, частью которого является сам город Голливуд, наглядно отражают «достижения» голливудских киностудий. Тут в первую очередь показываются вновь выпущенные Голливудом кинофильмы. Из Лос-Анджелеса ядовитая киноотрава распространяется по всем Соединенным Штатам и за их пределы.

Что же демонстрируется на экранах Лос-Анджелеса? С афиш кино на нас смотрят до зубов вооружённые бандиты, полуобнаженные женщины, какие-то типы с физиономиями явных дегенератов… Названия фильмов сообщают сами за себя: «Поцелуй бандита», «Королева бандитов», «Игорный дом», «Человек-волк». Культ организованного силы и убийства, культ войны проповедуется в фильмах «Объект неизвестен», «Летающий снаряд», «Стальной шлем», «Янки в Корее», «С армией на брани» и многих других милитаристических картин.

Милитаризируя все стороны жизни страны, Уолл-стрит с каждым днем все более усиленно милитаризирует и кино. Пропаганда брани стала одной и заглавных тем в американской кинематографии. Газета «Нью-Йорк геральд трибьюн» писала недавно: «Военный бум в Голливуде получил еще одно курс. Студии проявляют большой интерес к учебным и документальным боевым фильмам времен второй мировой войны». В съемках новоиспеченных «учебных» фильмов участвуют части армии и флота США под командованием генералов и адмиралов.

Нет нужды доказывать, что весь этот «военный бум» в Голливуде инспирирован правящими сферами США, всемерно раздувающими военную истерию в стране. Еще несколько месяцев назад американская печать писала о том, что видные представители кинопромышленности имели особую встречу с Трумэном в Вашингтоне, во время которой они заверили его, что «посвятят все ресурсы Голливуда текущему чрезвычайному военному положению».

Во исполнение этих слов заправилы Голливуда фабрикуют все новые кинокартины, разжигающие военный психоз. Вслед за фильмами «Битва за Корею», «От Кассино до Кореи», «Стальной шлем» Голливуд недавно выпустил полотна «Корейский патруль» и «Янки в Корее». Фильму «Почему Корея», который фальсифицирует корейские события и маскирует американскую агрессию против корейского народа, присужден приз Академии киноискусства США.

В заключительнее время из голливудских студий вышел фильм «Пятеро». В картине показывается атомная бомбардировка большого города. Этот, с позволения произнести, фильм наглядно иллюстрирует вырождение американского искусства.

Подлинным хозяином американского киноискусства является американский монополистический капитал. Магнаты монополий контролируют крупнейшие кинокомпании США. Капиталы морганов и рокфеллеров властвуют в «Метро-Голдвин-Майер». «Парамаунт», «Твентис сенчури Фокс», «Уорнер бразерс», «РКО» и других кинофирмах Голливуда. Собственно миллиардеры, заинтересованные в развязывании новой войны, и определяют все направление деятельности Голливуда.

Американские кинобизнесмены тем более охотно выполняют заказ Уолл-стрита по раздуванию военной истерии, что многие из них сами узко связаны с американской военной промышленностью и, таким образом, непосредственно заинтересованы в подготовке войны. Так, владелец кинокомпании «РКО» Говард Юа одновременно является фабрикантом военных аэропланов. «Чем ужаснее будет война, развязыванию которой способствуют его фильмы, тем больше он наживется на продаже самолетов», – заметила по этому предлогу одна американская прогрессивная газета. Наряду с возбуждением военного психоза в стране Голливуд разжигает национальную и расовую ненависть. Его кинофильмы настойчиво пропагандируют идеи превосходства англо-саксов над другими народами, в особенности над народами Азии и Африки.

О жульнических приемах, применяемых Голливудом, указывает скандальный случай с «документальным» фильмом, показывающим празднование так называемой «недели ООН» в небольшом американском городе Эвансвилле. В этом кинофильме, изготовленном по заказу госдепартамента, голливудские кинофальсификаторы выдали за «парад и приветствия в честь ООН»… спектакль–пантомиму по случаю одного из американских национальных праздников.

Не изумительно, что лживое киноискусство Голливуда, всецело поставленное на службу реакции и подготовки новой войны, вызывает все больше недовольства и возмущения у рядового американского зрителя. Посещаемость кино падает. По сообщению агентства Юнайтед Пресс, в прошлом году в стране вследствие низкой посещаемости закрылось около тысячи кино. В центре американской кинопромышленности – Лос-Анджелесе посещаемость кинотеатров упала на 23 процента. В 1951 году число кинозрителей продолжает сокращаться.

Используя американское кино как орудие пропаганды обскурантских идей, американская реакция изгоняет из Голливуда все передовое и прогрессивное. Летом прошлого года были брошены в тюрьму 10 прогрессивных сценаристов и режиссеров Голливуда, вся вина каких состояла лишь в том, что они отказались поставить свои таланты на службу реакции.

Сейчас инквизиторы из комиссии по расследованию антиамериканской деятельности вновь ведут допросы голливудских киноактеров и сценаристов, заподозренных в прогрессивной деятельности. В числе «подозрительных» очутились даже лица, получившие призы Академии киноискусств за 1950 год.

Реакционная американская печать вновь раздувает очередную истерическую кампанию о «алой опасности» в Голливуде и требует полностью «выгнать красных из кинофильмов». Кинокомпания «РКО» уже уволила сценариста Поля Джерико после того, как он отказался отвечать на провокационные проблемы комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. Лишился работы и другой прогрессивный киносценарист – Уолдо Солт.

Очередная «чистка» в Голливуде имеет мишенью окончательно запугать творческих работников американского кино, заставить их беспрекословно участвовать в изготовлении той духовной отравы, которая именуется американским киноискусством.

Однако погони не запугали подлинно прогрессивных деятелей американского кино. Видная киноартистка Гейл Сондергаард в связи с вызовом её в комиссию по расследованиям антиамериканской деятельности заявила: «Как мама двоих маленьких детей, которые имеют полное право на лучшую и мирную жизнь, и как артистка я возмущена преследованиями прогрессивных деятелей Голливуда. Я ни от чего не отрекаюсь, не отрекаюсь от своих слов и не намерена оправдываться. Я горжусь своим демократическим, антифашистским, прошлым, своей деятельностью в защиту мира в сегодняшнее время».

– Я всегда был и продолжаю быть защитником мира, – сказал артист Да Сильва. – Я знаю, что такая позиция не нравится комиссии по расследованию. Но она популярна среди большинства американского народа.

На допросе в комиссии по расследованию антиамериканской деятельности Сондергаард, Да Сильва и иные прогрессивные киноартисты и сценаристы отказались отвечать на провокационные вопросы и настойчиво отстаивали право на борьбу за мир и подлинно демократическое искусство.

Храбрые голоса прогрессивных деятелей американского кино прозвучали и на митинге, организованном в Нью-Йорке Советом работников искусства, науки, независимых профессий в связи с окончанием срока тюремного заключения прогрессивных писателей Голливуда Джона Лоусона и Далтона Трамбо.

Темница не сломила воли этих людей к борьбе. В своих речах на митинге Лоусон и Трамбо, с горечью отмечая упадок и дегенерация американского кино, призвали творческих работников киноискусства США с неослабевающей энергией бороться против засилья реакции в американской цивилизации, за светлые, жизнеутверждающие идеи мира и подлинной демократии.

Г. Рассадин, И. Филиппов

Г. Лос-Анджелес, апрель.

>