«Национальный колорит»: как отличались казни на востоке и на западе
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Национальный колорит»: как отличались казни на востоке и на западе

"Национальный колорит": как отличались казни на востоке и на западе

От прочтения нижеследующего текста стоит воздержаться людям со слабыми нервами, детям и беременным дамам: мы расскажем о вещах неприятных и даже страшных, хотя и без натуралистических подробностей. Мы предупредили!

Восток – дело тонкое. И жестокое

Товарищ Сухов, споив водой Саида и выкопав его, избавил от долгой, мучительной смерти от обезвоживания. В лучшем случае, Саид бы погиб от перегрева сквозь несколько десятков часов или замёрз ночью – в пустыне очень серьёзные суточные перепады температуры. Закапывание по шею в песок было разболтано во многих странах Востока, но являлось не самым изощрённым или утончённым способом казни.

Так, в Персии и Османской империи высокопоставленных чиновников, от каких правитель хотел избавиться, угощали кофе с алмазной пылью – человек умирал в страшных мучениях. Османы использовали и другие, не менее экзотичные виды казни. Например, обязанности палача исполнял садовник, их набирали не столько из умелых ландшафтных дизайнеров, сколько из мускулистых мужей, способных на многое. Как правило, провинившихся обезглавливали. Например, во дворце Топкапы, в котором принимали просителей и гостей, стояли колонны, на каких выставляли головы казнённых. Были и специальный фонтанчик, в котором после казни исполнитель мог вымыть руки. Высокопоставленных чиновников и членов султанской семейства умерщвляли без пролития крови – их душили.

Интересно, что был шанс избежать казни. С конца XVIII века осуждённый должен был победить основного палача в беге через дворцовые сады, первым достигнув ворот на противоположном конце. Несколько человек смогли таким манером избежать смерти. Последним, кто участвовал в таком забеге, стал Хачи Салих-паша, великий визирь. Он победил, но из дворца его услали губернатором в далекую провинцию. Казни чиновников, вплоть до великого визиря, мог требовать и народ, приходя толпой к султанскому дворцу. Как правило, правитель шёл навстречу разгневанным общенародным массам.

В Японии вообще обходились без палача. Сюзерен присылал приказ подданному самураю и тот должен был совершить сеппуку, размашистее известную как харакири. Причём, в отличие от почётного обряда, отсутствовал ассистент, отрубавший катаной голову – приговорённый умирал медлительно и мучительно.

Изуверства не остались в средневековье. Согласно данным правозащитных организаций и западным СМИ, в Ираке времён Саддама Хуссейна в ходу было растворение живьём в кислоте, также подвешивание на узких ремнях, пропущенных сквозь кожу и затравливание собаками. Про северокорейского диктатора Ким Чен Ына строчат всякое, но никаких доказательств приписываемых ему зверств нет.

Европа и Русь

Начнём со средневековья и обратим внимание на викингов – самых свирепых обитателей тогдашней Европы. Там в ходу был «кровоточащий орёл», когда рёбра жертвы вскрывались определённым образом, торча как крылья орла. Еще один вид казни требует будет тщательного описания. Казнимому вскрывали живот, прибивали конец кишок к столбу, и он должен был ходить вокруг, наматывая их, как Карабас-Барабас бороду на сосну в кинофильме про Буратино. Наиболее отважные могли декламировать стихи или саги, наматывая круги – это показывало их доблесть и презрение к смерти. Доля лингвистов именно к этому обычаю возводит идиому «кишка тонка».

В Италии и Франции вплоть до времён Просвещения в ходу бывальщины яды, защитить от которых мог только рог единорога, который темнел в присутствии яда, как считалось. Вот только единороги были в дефиците.

Минуем теплины и виселицы инквизиции и познакомимся к методам борьбы с врагами, принятыми господарем Валахии Владом Цепешем, ставшим прототипом вампирского повелителя Дракулы. Влад обожал массовые посадки на кол, оснащая страшным урожаем целые поля или выставляя казнённых вдоль дорог, ряды посаженных на кол тянулись десятками километров.

Отметим, что в Европе казни бывальщины публичными. Они выполняли две функции: назидания и развлечения. На новую высоту вышла Великая французская революция, внедрив гильотину, что позволило казнить людей в индустриальных масштабах. Как вспоминают современники, в день гильотинировали сотни, а то и тысячи человек, что было недоступно палачу с его «ручной работой» топором или мечом.

В «Повести преходящих лет» описаны самые разные казни: закапывание живьём в ладье, сожжение в доме с заколоченными дверями и окнами, разрывание конями или двумя деревьями. Уместно, сожжение в порубе широко практиковалось в России при преследованиях старообрядцев. А пугачёвцев подвешивали на крюк за рёбра и на плотах пускали книзу по течению, устанавливая на каждом своеобразную «гирлянду» из казнённых. В индивидуальном порядке на Руси/России практиковали колесование, четвертование, варку в кипящем масле, снимание кожи и иные жестокие и весьма болезненные виды казни.

Во Вторую мировую войну в ходу были расстрелы и повешения. Однако участников покушения на Гитлера, сорвавшегося в 1944 году, насаживали нижней челюстью на мясницкий крюк как животных – так было позорнее. С учётом того, что среди заговорщиков было немало дворян и потомственных военных, честь для них и их окружения значила немало.

>