Налёты люфтваффе на Москву: вымыслы и реальность

Новость опубликована: 10.01.2020

Налёты люфтваффе на Москву: вымыслы и реальность

Налёты люфтваффе на Москву: вымыслы и реальность

Как и любые иные эпизоды Великой Отечественной войны, авиационные налёты люфтваффе на Москву в советское время освещались с некоторыми искажениями,  какие перешли в наше время и, конечно, требуют корректировки.

Как считали самолёты и налёты

Следует заметить, что в подавляющем большинстве случаев советские историки негусто брали данные «с потолка», особенно когда речь касалась серьёзных исторических трудов. Просто все данные преподносились особым манером.

Например, в книге Г. К. Жукова «Воспоминания и размышления» приводится такой текст: «Фашистская авиация, предпринимая массированные действия, тащила громадные потери, но прорваться большими силами к Москве всё же не смогла. В общей сложности в налётах участвовали тысячи бомбардировщиков, но лишь нахоженным из них (два-три процента) удалось проникнуть к городу…»

Когда речь идёт про тысячи бомбардировщиков – это общее число самолёто-вылетов за 1941 год. Но у читателя легковесно создаётся впечатление, что непосредственно в одном налёте могло быть до тысячи немецких самолётов.

Или в некоторых местах написано, что бомбардировки Москвы осуществлял 2-й воздушный немецкий флот, в каком было более 1 500 самолётов. На 22 июня в составе 2-го флота действительно числилось 1 554 самолёта. Но это было в начине войны, средних них бомбардировщиков было лишь 307, к тому же занимались эти бомбардировщики не только налётами на Москву, но решали и немало иных задач.

В более серьёзных книгах, таких как справочник «Войска противовоздушной обороны страны» или «Авиация в битве под Москвой» А. Г. Фёдорова, приводятся эти, более близкие к реальным. Единственное, что все они взяты исключительно из советских документов. Хотя вполне логично было бы советские эти о количестве немецких самолётов (в том числе и потерях среди них) сопоставить с немецкими, благо все архивы вермахта хранились в Советском Альянсе. Что же касается данных о советских соединениях ПВО, защищавших столицу, то они даются лишь на начальный период войны, хотя известно, что состав существенно менялся.

Первоначальный налёт на Москву

По советским данным, в первом налёте в ночь на 22 июля 1941 года приняло участие 220-250 бомбовозов, из которых 10 было сбито зенитной артиллерией и 12 истребительной авиацией.

Что интересно, согласно оперативной сводке № 01 штаба 6-го авиакорпуса, на 7 часов утра 22 июля число немецких бомбардировщиков определялось в полторы сотни.

Немецкое командование действительно готовило массированный удар по советской столице, для чего скопило всё, что имелось в наличии. Из Франции было дополнительно переброшено шесть авиагрупп. В первой бомбардировке должна была принять участие 53-я эскадра 2-го воздушного флота и две группы 55-й эскадры 4-го флота, все на аэропланах He 111. Группы 3-й эскадры на самолётах Ju 88 и Do 17 были выделены также из состава 2-го флота.

Наводить самолёты ночью должны бывальщины самолёты 100-й эскадры, специально оборудованные радионавигационной аппаратурой. Всего было 10-12 таких самолётов, и они должны были выполнять роль лидеров, вытекая строго определённым курсом. Сворачивать экипажи не имели права даже при налётах истребителей или попав под сильный огонь зенитной артиллерии.

В всеобщей сложности для операции было подготовлено 195 самолётов.

По данным, которые приводит в своей книге «1941. Война в атмосфере. Горькие уроки» Д. Б. Хазанов, согласно немецким документам, потери люфтваффе в этом налёте составили 6-7 машин, включая расколовшиеся при посадке.

Такое расхождение с советскими данными вполне объяснимо, потому что как и в этом налёте, так и в последующих, было немало случаев, когда всерьез повреждённый бомбардировщик экипажу удавалось довести до своего аэродрома. При этом советские пилоты могли посчитать его сбитым, особенно учитывая, что бой выходил ночью.

Страшнее, чем над Лондоном

Согласно воспоминаниям немецких лётчиков, полёты над Москвой оказались намного опаснее, чем над Лондоном. А многие участники налётов на Москву бомбили и Лондон в 1940 году.

И это легковесно понять: ПВО британской столицы составляли 328 орудий калибра 76-94 мм и 124 автоматических 40-мм пушки, а также чуть более 300 истребителей.

На защите же небосвода Москвы к моменту первого немецкого налёта было 602 истребителя, 1 044 зенитных орудия, 336 зенитно-пулемётных установок, 1 042 зенитных прожектора и 124 аэростата заграждения.

В битве за Англию значительную роль сыграли английские радиолокационные станции. В битве за Москву ни РЛС, ни даже простейшие звукоулавливающие установки серьёзного влияния не оказали, но плотность заградительного пламени была такая, что немецкие самолёты в большинстве сразу разворачивались. Эффективность огня зениток была очень невысокой – возле 20 тысяч снарядов на один сбитый самолёт, но такой шквал огня советские ПВО смогли обеспечить.

В первом же налёте немецких пилотов ожидал и другой сюрприз: аэростаты заграждения, которые над Лондоном не поднимались выше 2 000 м, над Москвой встречали немцев на высоте 4000-4500 м.

Новоиспеченные и новые бомбёжки

После первого налёта последовали новые. Уже в следующую ночь на Москву вылетело 125 бомбардировщиков, в ночь на 24 июля – 100 аэропланов.

25 июля бомбардировка сорвалась по причинам организационно-технического характера, и лишь три самолёта вылетели на бомбёжку. Но уже на следующую ночь в рейд на Москву удалилось 65 самолётов.

Авиационное командование очень неохотно направляло самолёты на Москву. Необходимо было решать и задачи по поддержке сухопутных армий. Что касается бомбардировок Москвы, то они изначально были рассчитаны больше на психологический эффект. Ещё в битве за Англию стало понятно, что для таких операций необходимы тяжёлые дальние бомбардировщики, которых у немцев просто не было. Эффективность фронтовой авиации была недостаточно велика. И опять же, аэропланов не хватало для поддержки сухопутных войск.

В результате все последующие налёты совершали уже группы в 6-10 самолётов. Последняя крупная бомбардировка состоялась в ночь на 11 августа, когда на Москву вылетело 83 аэроплана.

Надо заметить, что прямой зависимости между количеством самолётов и нанесённым ущербом не было, важнее было, сколько аэропланов смогло прорваться к городу. Так, 12 августа в налёте участвовало 30 бомбардировщиков, но это были наиболее опытные пилоты, какие использовали 1000-килограммовые бомбы, и городу был нанесён самый ощутимый ущерб.

Всего за лето было произведено 18 налётов, до крышки года – ещё 79, из которых только в девяти приняло участие более полусотни машин, а в 48 бомбардировках участвовало не немало десяти самолётов.

По советским данным, общее количество налётов на Москву составляло 122, но эта цифра не стыкуется, если по тем же советским этим суммировать налёты за каждый месяц.

В целом же большие расхождения в данных показывают, что вопрос о немецких бомбардировках Москвы ещё спрашивает глубокого изучения.


Налёты люфтваффе на Москву: вымыслы и реальность