«Небритость мужей и цитаты Хомейни»: как ислам изменил Иран

Новость опубликована: 01.04.2019

«Небритость мужей и цитаты Хомейни»: как ислам изменил Иран Почему 40 лет назад Иран стал исламской республикой

40 лет назад Иран официально переменил форму государственного устройства, став исламской республикой. В декабре 1979 года это изменение было внесено в новую конституцию. Теократический порядок аятоллы Хомейни, пришедший к власти на волне революции, праздновал убедительную победу. Развернувшаяся исламизация затрагивала все сферы существования.

1 апреля 1979 года Иран, где только что отгремели революционные события, был официально провозглашен исламской республикой. Новая конфигурация государственного устройства, пришедшая на смену павшему монархическому режиму шаха Резы Пехлеви, утверждалась на референдуме, который состоялся в краю 30-31 марта. Бюллетень для голосования содержал только один вопрос: «Согласны ли вы с установлением в Иране исламской республики?» На него требовалось отозваться «да» или «нет».

Многие противники такой формулировки и конкретно лидера революции аятоллы Рухоллы Хомейни бойкотировали плебисцит. В итоге свое суждение по важнейшему государственному вопросу решили выразить чуть менее 20,5 млн иранцев. Подавляющее большинство – 99,3% — высказались в прок изменений.

В результате установления в Иране теократического режима мусульманского духовенства, роль ислама существенно выросла абсолютно во всех сферах существования.

Уже через три недели, 22 апреля, по приказу Хомейни был создан Корпус стражей Исламской революции – элитное военно-политическое формирование из проверенных в схватках с шахскими гвардейцами сторонников аятоллы. Исход референдума предоставлял основания для создания в Иране мощного силового аппарата и вступления исламских законов. Исламизация началась в политике, экономике и культуре. Женщинам категорически запрещалось носить одежду западного образчика. Внедрялась система судопроизводства, основанная на положениях Корана и шариата. По отношению к левой оппозиции и национальным меньшинствам применялись карательные меры. Одновременно раскатался маховик репрессий генералов, офицеров и чиновников шахской эпохи. Многие из них были казнены без суда и следствия: людей вздергивали на деревьях подальше от посторонних глаз.

Новый курс внешней политики символизировал лозунг «Ни Запад, ни Восток». Иран демонстративно отрекался и от западных ценностей, и от марксистских идей, выбирая «третий путь» — теократию, которая практически для всей Европы давным-давно являлась пережитком глубокой старины.

Главными врагами Ирана становились американцы, поначалу встретившие Исламскую революцию довольно благодушно.

О коренных переменах в иранском обществе рассказывал в своей книге «Записки очевидца» переводчик советской проектно-изыскательной экспедиции Евгений Калинин, покинувший Тегеран 17 марта 1979 года и вернувшийся трудиться туда 12 лет спустя. По его воспоминаниям, теперь всех прибывших, во избежании проникновения в страну «нежелательных элементов», сверяли с какими-то списками, чего ранее не наблюдалось. Большое впечатление на автора произвели также сидевшие за столами в зоне досмотра женщины-контролеры в чадрах.

«На первый взор, Тегеран не изменился. Все вроде бы на своем месте, — писал Калинин. – Однако, если присмотреться повнимательнее, то обнаруживается, что многие дома запущены, давно не ремонтировались. На центральных улицах нет прежнего блеска и чистоты. Главная достопримечательность города – копры шахт строящегося метрополитен. Повсюду висят плакаты с изречениями Хомейни. Некоторые мысли вождя подаются в стихотворной форме. Добрая половина из них антиамериканского содержания. Утверждается, так, что все беды иранского народа порождены империалистами США.

Стараюсь найти что-нибудь антисоветское. Но ничего подобного обнаружить не удалось.

Немало всего удивляет массовое переименование улиц и площадей. Трудно оценить степень исламизации страны. Если судить по внешним проявлениям, то в первую очередность бросается в глаза небритость мужчин. Многие носят бородку, как у муллы. В установленные часы совершаются молитвы, причем даже в самых различных, неприспособленных для этого местах. В аэропортах, на железнодорожных вокзалах и везде, где происходит большое движение народа, теперь определены раздельные двери, на каких висят таблички: «Для братьев», «Для сестер», то есть, другими словами, отдельные выходы и входы для мужчин и женщин».

В нынешнем мире исламскими республиками, помимо Ирана, считаются Афганистан, Пакистан и Мавритания.

После плебисцита признавалась недействительной конституция, по какой страна жила с 1906 года. Началась разработка новой: она была принята на референдуме 2-3 декабря 1979-го голосами 99,5% участников, несмотря на сопротивление светских националистов, суннитских меньшинств в Курдистане и иных противников режима аятоллы Хомейни. По разным оценкам, против новой конституции выступало до 17% населения страны. Эти люд бойкотировали референдум.

Конституция закрепляла государственное устройство Ирана в виде теократической республики, совмещающей элементы религиозной и республиканской воли. Конституционно было закреплено верховенство не только исламских принципов в организации законодательной, исполнительной и судебной власти, но и верховенство исламского духовенства в структурах государственной воли.

Воплощением монополизации духовенством политической власти явились те полномочия, которыми наделялся рахбар (руководитель) – глава края. Рахбаром является общепризнанный факих – религиозный правовед, он контролирует деятельность всех ветвей власти.

После Исламской революции пост рахбара был пожизненно закреплен за аятоллой Хомейни.

Новинки СМИ2

Он получил право определять основные направления внутренней и внешней политики, назначать главу судебной власти, главнокомандующих вооруженными мочами и внутренними войсками, главнокомандующего Корпусом стражей Исламской революции, подписывать указ о назначении президента, который избирается линией всенародного, прямого и тайного голосования, назначать шесть факихов в Наблюдательный Совет. Рахбар наделялся полномочиями объявлять брань и заключать мир, объявлять амнистию или смягчать приговор по предложению главы судебной власти.

Источник


«Небритость мужей и цитаты Хомейни»: как ислам изменил Иран