Неопознанные шары в небосводе Российской империи

Новость опубликована: 22.03.2017

В 1896 году в Санкт-Петербург из Ашхабада пришагала необычная депеша:

«7 апреля в 8 часов вечера со станции Каахка Закаспийской железной дороги замечен воздушный шар, перешедший с персидской рубежи. Предполагают, что на шаре находились англичане, изучавшие русскую территорию, освещая ее электрическим светом».

Воздушные шары в те годы запускались нередко, но как правило это были представления для людей, а не странные полеты в глубинке

Неопознанные шары в небе Российской империи

В начале апреля 1899 года ярославская газета «Нордовый край» опубликовала пространное письмо некоего К. Амосова из Архангельска:

«28 марта в 8 часов 25 минут вечера над городом в северно-западном курсе медленно пролетел освещенный изнутри предмет, напоминающий воздушный шар.

Освещенная часть шара представляла собой подобие электрической лампочки, то кушать снизу была шарообразной, а сверху заканчивалась высокой трубой. Под освещенной шарообразной частью простым глазом различалось подобие ладьи, но крайне неясно, потому что в ту пору уже стемнело. Шар двигался очень медленно и находился значительно ниже облаков.

Мы сразу же постигли, что имеем дело не с метеором. Полет странного предмета наблюдался нами около пяти минут, до исчезновения его за горизонтом. Надо добавить к сказанному, что в воздухе в этот вечер было совершенно тихо, а от шара исходил красноватый свет, подобный свету топящейся печи».

Пролет шара видали, кроме самого Амосова, владелец булочной В.З. Афанасьев, его сын и жена, служащие Вологодской железной дороги В. Пфейф и Т. Козлов, госпожа Федорович и многие иные. Амосов подчеркнул, что все свидетели — «вполне интеллигентные лица».

Газета «Восточный вестник», выходившая во Владивостоке, сообщила 10 июня того же года:

«В поселке Камень-Рыболов 1 июня в 10.50 вечера с юга показался лазурного цвета шар величиною около 3/4 аршина в диаметре, шедший на Север в расстоянии от стоящего на рейде парохода «Казак Уссурийский» не немало 30 сажен и на такой же высоте, со скоростью от видимого горизонта и до скрытия на север в течение 20 минут.

В 11 часов 15 минут вечера шар показался опять с норда, шедшим обратно на юг, и прошел от парохода в таком же расстоянии, но уже с большей скоростью, и в 11 часов 26 минут скрылся на юге. Явление это наблюдали боцман парохода казак Алексей Бурдинский, кочегар Иван Стуков и командир парохода П.Я. Дмитриев. При ходу шара с юга на север и обратно никакого шума не происходило, и цвет его не изменился, что и записано в вахтенном журнале».

В 1904 году, когда завязалась Русско-японская война, очевидцы упорно приписывали «шары» японцам. Их не смущало то, что «воздушные шары» наблюдались даже в тысячах километров от черты фронта, где и разведывать вроде нечего. Знающие люди только посмеивались, однако поток телеграмм и рапортов из сибирской глубинки не иссякал.

Три начальника жандармских филиалов доложили, что «на железнодорожных участках Хорхонде и Маньчжурия в ночь на 11 июля и Андриановка Карымская в ночь с 11 на 12 июля видали определенно между 10 и 11 часами вечера освещаемый воздушный шар».

Телеграмма от 11 июля дорожного мастера Горшкова привносит сюда итого одну, но весьма замечательную подробность: «10 часов вечера влево от пути виден воздушный шар с вращающимися прожекторами. Освещение потушено в 10 час. 5 мин».

Начальство Забайкальской железной дороги Свентицкий подтвердил, что еще 10 июля в 10 часов вечера жандармская полиция наблюдала «воздушный шар», какой «казался светящимся и как будто имел прожекторы. Свет был виден около получаса…».

13 июля начальник станции Мысовск получил депешу с другой станции о том, что там на горизонте замечен воздушный шар, по некоторым сведениям светящий двумя прожекторами — синим и белым. Не прошло и часа, как объект показался «в виду Мысовска», пронесшись над ним к Танхою. Вскоре его увидели и там. Корреспондент местной газеты «Забайкалье» поведал также, что близ Селенги бригада проезжавшего товарного поезда видала «шар», когда он сидел на земле!

«Начальник разъезда № 48 депешей от 30 октября сообщил по начальству, что стрелочником К. в 5 часов 25 минут вечера примечен воздушный шар, летевший над поездом с запада на восток, — писал журналист газеты. — Вид шара формы сигары. При входе поезда на мост путевым сторожем был дан обыкновенный сигнал рожком, что «путь свободен».

Пассажиры шара, вероятно, услышали этот сигнал и круто повернули на юг, причем позади него минуты три мощно искрилось. Искры лились беспрерывной струей. После этого маневра все погрузилось во мрак. Показание стрелочника отчасти подтверждается словами санитаров, пришедших с поездом № 36. Они также видели на юге, как в воздух сыпались искры, но за дальностью расстояния больше ничего не могли рассмотреть.

Как при первом появлении шара (13 июля), так и при последующих (22 сентября и 30 октября) отмечена сигарообразная конфигурация шара. Только искры из него сыпались в октябре, а раньше были прожекторы и даже, по наблюдению офицеров в бинокль 14 июля возле Андриановки, в хвосте шара был красный фонарь, а в середине прожектор, свет которого то исчезал, то появлялся. Очевидно, сигнализируя».

В крышке XIX века в западной прессе можно было найти сообщения о загадочных неопознанных дирижаблях

Неопознанные шары в небе Российской империи

18 ноября 1904 года буфетчик Илья Антонович Тавзарашвили со станции Тайдут приметил пролетавший невдалеке воздушный щар.

«Сначала я растерялся, — говорил буфетчик, — и не мог дать себе отчета в этом явлении. Но, опомнившись и постигнув его, я тотчас же стал кричать, вызывая людей. Все присутствовавшие на разъезде рыбежали и долго любовались шаром, который медленно удалялся с восхода на северо-запад. Шар пролетел от нас на расстоянии верст четырех, держась на высоте не более как в две с половиной версты.

Величину шара можно установить размером паровоза. Ясно было видно позади него нечто вроде медленно вращавшегося колеса, причем после любого поворота показывался свет, то белый, то красный, то синий. Явление наблюдали более двадцати человек».

Даже в 1909 году, когда уже показались дирижабли и аэропланы, «таинственные воздушные шары» не пропали.

«1 и 2 июля в час ночи на восточной стороне Семипалатинска, — сообщала газета «Сибирская житье», — появилась большая огненная точка, которая равномерно двигалась в разные стороны. Временами из этой светящейся точки выбивался сноп лучей, как от рефлектора, прорезавший пространство. Движения светящейся точки, которая своими размерами превосходила обыкновенную вящую звезду раза в четыре, казались удивительно планомерными и разумными.

Светящуюся точку можно было видеть и в бинокль, и несложным глазом. Она быстро поднималась вверх, так же быстро спускалась вниз, делала плавные движения в обе стороны. Точка аккуратно являлась две ночи сряду около часа пополуночи и держалась до двух часов, маневрируя в воздушном пространстве. Не подлежит никакому сомнению, что таинственная светящаяся точка — воздушный шар.

Проблема — кто эти таинственные аэронавты? И что заставило их две ночи подряд держаться на одном месте? Ни в коем случае нельзя смешать таинственную точку с упадающим болидом, метеором и тому подобными воздушными явлениями: слишком необычны и рассчитаны движения…».

Вскоре в газету «Сибирская житье» пришла корреспонденция из села Салаирский Рудник Томской губернии:

«Тождественное в отношении движений и размеров света с описанным в корреспонденции из Семипалатинска… наблюдалось на северо-востоке от нашего селения, в двенадцатом часу ночи на 25 июня. Явление наблюдалось невооруженным глазом в течение 1/2 часа и было ниже облаков, совершенно скрывавших звезды и луну, почему нет никакого сомнения, что виденное и здесь было не что иное, как воздушный шар; полет его тут довольно быстр — курс на северо-запад. Остается предполагать, что это именно тот шар, который видели около Семипалатинска».

Волынский губернатор известил, что

«27 июля 1909 года в 10 часов вечера над Полонным Новоград-Волынского уезда примечен был воздушный шар, который держался около двух часов в одной мере, слегка пошатываясь в стороны и снизу вверх. Означенный шар придерживался очень высоко, так что разглядеть его более подробно простым глазом было трудно. Шар спускал вниз свой фонарь, освещая место. Фонарь походил на больших размеров звезду ярко-огненного цвета. Самый же шар представлялся каким-то темным пятном или частью облака на ясном горизонте, направление полета шара было с севера на юг. К 12 часам ночи он скрылся».

О точно таком же явлении идет выговор в письме некоего Васильева из села Ключевского Цаган-Олуевской станицы в редакцию газеты «Забайкальская новь»:

«Верстах в восьми от станции Харанор возлежат новые каменноугольные копи, называемые Минганскими. На этих копях во время ночных работ в период с 15 по 29 октября 1909 года примечено было следующее небезынтересное явление: часов в 11 —12 ночи четыре дня подряд пролетал воздушный шар, который, передвигаясь по различным направлениям, спускал и поднимал фонарь в виде прожектора; в особенности это было заметно с 28 на 29 число, в последнюю ночь, так как после этого шар вяще не появлялся.

Фонарь освещался разными огнями, а именно: синим и белым; фонарь часто спускался очень близко к земле и был в таком положении довольно долго. Говорят, это же замечалось и на ст. Харанор, но сколько раз — не знаю


Ответить