Несостоявшийся вождь революции. Отчего убили Гапона

Новость опубликована: 07.08.2019

На куцый срок священник-революционер приобрел огромную популярность. Гапон верил, что станет вождем революции. Призывал Николая II отречься от престола и предать себя общенародному суду.

Несостоявшийся вождь революции. Отчего убили Гапона
Русский священник, политический деятель Георгий Аполлонович Гапон (1870-1906). Портрет работы неизвестного художника

Подготовка революции в России

Западники и японцы попытались слить различные политические группировки, враждебные самодержавию, чтобы устроить в России революцию и обеспечить победу Японии в войне. В Париже была организована конференция различных российских оппозиционных сил. В октябре 1904 г. в французскую столицу барыши делегации эсеров (Чернов, Натансон, Азеф), «Союза освобождения» (Милюков, Струве, Долгоруков), будущей партии кадетов, от финских, польских, прибалтийских, закавказских и др. националистов. Лишь социал-демократы в последний момент отказались. Плеханов не пожелал иметь дело с японцами. На конференции был согласован план революции: социалисты-революционеры должны бывальщины начать масштабный террор, вызвать волнения; либералы организовать легальное давление на правительство, заставить его пойти на уступки.

Ленин, как и Плеханов, на этой конференции не показался. Однако и он имел косвенные контакты с японцами и британской разведкой. В частности, он получил деньги на издание собственной газеты «Вперёд» (плехановцы выжили его из «Искры»), где обосновывал необходимость поражения России и призывал к революции. Спонсоры революции имелись в самой России. Многие богачи, капиталисты-буржуи прониклись революционными идеями, финансировали революционеров. Среди представителей финансово-промышленного капитала России было два покрывала, выступившие против самодержавия. Первые – русский национальный капитал, представители старообрядчества, которые ненавидели династию Романовых с основы раскола. К примеру, крупнейший фабрикант Савва Морозов. Вторые – представители интернационального капитала, в основном петербургские финансисты. Они находили, что самодержавие – это тормоз для развития капитализма в России.

Положение Российской империи было усугублено слабостью власти. В июле 1904 г. эсеры-террористы под руководством Азефа и Савинкова уложили министра внутренних дел Плеве. В правительстве был устранен противовес либералу-западнику Витте. Более того, министерство внутренних дел (одно из самых значительных в империи) возглавил либерал Святополк-Мирский. Жесткий контроль за оппозицией, прессой и земствами сразу ослабел.

Осенью 1904 г., после Парижской конференции, «Альянс освобождения» начал «банкетную кампанию». Повод был благовидным – исполнялось 40 лет со дня земской реформы Александра II Освободителя. Земские собрания сделались проводить в различных городах банкеты, которые вылились в политические собрания. Там выдвигались политические требования, начались призывы к конституционным реорганизациям. Либералы начинают выступать в одном строю социалистами. В ноябре был проведен общероссийский земский съезд.

Таким образом, в Российской империи стряпали «революционную ситуацию». Оппозиция обнаглела, поверила в свою силу и безнаказанность. Большевики, меньшевики, эсеры и анархисты вели революционную агитацию. Активизировалось рабочее движение. Зарубежные центры революции начали поставки оружия в Россию. Однако все вспышки недовольства были слабыми, разрозненными. Чтобы потребовать одну революционную волну требовалась мощная провокация.

Гапон

В начале XX века в Петербурге приобрел значительную популярность поп Георгий Аполлонович Гапон. Он родился в 1870 году и был родом из южнорусских крестьян, из Полтавщины. В детстве жил обычной жизнью крестьян, немало трудился, отличался большой религиозностью. В начальной школе проявил хорошие способности к обучению, был отдан в Полтавское духовное училище, затем в семинарию. Познакомился с запрещенными идеями Л. Толстова, какие оказали на Георгия большое влияние.

Принял духовный сан. Проявил большой талант оратора и проповедника уже в Полтаве, где послушать молодого попа стекались толпы людей. После внезапной смерти молодой жены в 1898 году Гапон поступил в Духовную академию в Петербурге. Продолжал внутренние поиски, посетил Крым, местные монастыри. В Петербурге стал участвовать в благотворительных миссиях, просвещением, занимался с рабочими. Сидел в приютах, пытался помочь обитателям городского «дна». В своих проповедях Георгий исходил из той мысли, что труд есть основа и резон жизни. Несколько раз Гапон приглашался служить на торжественных праздниках вместе со святым Иоанном Кронштадтским, который произвёл на него мощное впечатление.

Эмоциональный, энергичный, с даром слова, Георгий завоевал большой авторитет среди рабочих и бедняков. Вскоре он сделался популярным и в петербургских придворных кругах. Особенное влияние Гапон оказывал на столичных дам. Они видели в нём чуть ли не пророка, который должен отворить новые истины и раскрыть тайны учения Христа. На священника началась мода. Гапон разработал несколько проектов реформы пролетариев домов, о земледельческих исправительных колониях для безработных, нищих и т. д.

Зубатовщина

В 1902 г. начальник Особого отделения Департамента полиции Сергей Зубатов (человек негустого ума и работоспособности), в чьем ведении находились вопросы политического сыска, выступил с инициативой, что репрессивных мер недостаточно. Он предложил создавать под эгидой полиции легальные пролетарии организации, через которые можно было бы вести культурно-просветительскую работу, и отстаивать экономические интересы рабочих перед предпринимателями. Также сообщать волям о проблемах, нарушениях законодательства.

Таким образом, Зубатов хотел оторвать рабочих от революционной интеллигенции, направить рабочее движение в профессиональное ложе. В перспективе вырисовывалась социальная монархия. Рабочие, которые становились ведущей политической силой в стране, могли получить всё миролюбивым путем, через царя и правительство.

Для организации профессиональных союзов требовались лидеры, яркие образованные люди. Осенью 1902 года Зубатов предложил сотрудничество и Гапону. Тот согласился, но потребовал целой самостоятельности. По его мнению, связь с полицией отпугивает рабочих от подобных организаций, делает их лёгкой мишенью революционных агитаторов. Георгий Гапон предлагал создать новоиспеченную рабочую организацию по примеру независимых английских профсоюзов. Зубатов был против.

После того как Зубатова отправили в отставку (из-а конфликта с Плеве), Гапон получил поддержку воль. Было учреждено «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга», оно сначала придерживалось просветительской, религиозной линии. К началу 1905 года насчитывало возле 8 тыс. человек.

Несостоявшийся вождь революции. Отчего убили Гапона
Г. А. Гапон и И. А. Фуллон на открытии Коломенского отдела «Собрания Русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга». Осень 1904 года

«Кровавое воскресенье»

Без Зубатова Гапон остался без контроля. Движение скоро росло. В окружении самого священника появились темные личности, вроде Красина и эсера Рутенберга. Они умело обрабатывали внутреннее лицо. Петербургский градоначальник Фуллон чувствуя неладное, вызвал Гапона и стал говорить о неверном направлении движения. Мол, ему возложили укреплять христианскую мораль серди рабочих, а он разводит социализм. Однако Гапон уверял, что стоит на принципах религиозной нравственности.

В декабре 1904 года на Путиловском заводе сократили четверых рабочих, членов гапоновского общества. Священник просил директора, чтобы их восстановили. Тот почему-то упёрся, отказал. Тогда пролетарии начали забастовку. От собрания к собранию их требования росли. К путиловским рабочим присоединились рабочие и других предприятий. Забастовка сделалась всеобщей, город встал, остался без газет и освещения. Очевидно, что сработал определённый механизм начала революции, суммы для этого требовались положительные, как и организация.

Неистовый Гапон носился от завода к заводу, талантливый оратор он пользовался большой популярностью. «Вас давят хозяева, – вещал поп, – и власть не защищает. Но у нас есть царь! Он наш отец, он нас поймёт!»

6 (19) января 1905 г., в праздник Крещения Господня, Георгий Аполлонович призвал шагать всем к государю, подать ему петицию об улучшении положения рабочих. Эта идея была с восторгом поддержана народом. 6-8 января петицию подмахнули тысячи рабочих (по оценке самого Гапона, более 100 тыс.). Полиция предлагала арестовать мятежного священника. Однако градоначальник Фуллон, разузнав, что охрана Гапона вооружена, пришёл в ужас, что будет стрельба, кровь, начнется бунт, и запретил какие-либо действия.

Этим воспользовались революционеры всех мастей. Кругом Гапона отирались и социал-демократы, и эсеры, и бундовцы. Они сыграли на честолюбии священника, у которого, видимо, сорвало «крышу» от популярности. Его величали общенародным вождем, требовали предъявить политические требования. Ближайший товарищ Гапона, эсер Рутенберг говорил: «Только скажи слово, и народ пойдёт за тобой куда угодно!» Сам поп уже говорил о народном бунте, если Николая Второй откажет народу. Экономические требования были заменены политическими: созыв Учредительного собрания, штатские свободы, ответственное правительство, политическая амнистия, мир с Японией на любых условиях и т. д. Вожаки движения осознавали, что всё кончится большой кровью, однако сознательно шли на эту жертву. Необходимо было возвысить всю Россию, разрушить веру народа в царя.

Сам царь с семьей был в Царском Селе. У правительства было два выхода: разгромить движение силою, арестовать зачинщиков, либо убедить государя выйти к людям, успокоить народ. Николай Второй собирался поговорить с народом, но его родственники уверили его это не делать. При этом МВД, охранка искажали реальные данные. Накануне охранное отделение представило митинг как мирное шествие, с семействами, иконами, царскими портретами. Но войска вызвали, ночью солдаты заняли позиции на улицах близ дворца. Утром 9 января 1905 г. гурьбы рабочих двинулись к царскому дворцу. Среди рабочих с высок поднятым крестом шёл и Гапон, около него был Рутенберг. На Обводном канале путь преградил кордон солдат. От рабочих потребовали разойтись.

Когда началась стрельба (очевидно, что она была вызвана провокацией с обеих сторонок), опытный террорист Рутенберг повалил священника на снег и увёл его из опасного места. События везде происходили по схожему сценарию: массы людей подходили к заставам, на предупреждения не реагировали, при залпах в атмосфера, наоборот, шли вперёд. Из толпы летели камни, бывало, что и стреляли по солдатам. Военные отвечали, начиналась паника, лилась кровь, показались убитые и раненые. В итоге солдаты, казаки и полицейские легко рассеяли толпы. Но это и требовалось революционерам, «пятой колонне» и Закату. Революция началась.

Гапона переодели, остригли и спрятали на квартире у Горького. Уже вечером, опомнившись, священник призывал народ к бунту «за землю и волю». Это воззвание было напечатано огромными тиражами и распространено эсерами по империи. В итоге провокация удалась на славу. В ходе провокации погибло возле 130 человек, ещё около 300 было ранено (включая «силовиков»). Но мировая общественность многократно преувеличила число жертв. Западная пресса голосила об ужасах царизма (при этом на самом Закате все восстания и бунты всегда давились намного жестче, кровавее). Эту тему тут же подхватила российская либеральная пресса. Таким манером, кровь пролилась, сакральный образ царя очернили, начало революции было положено.

Несостоявшийся вождь революции. Отчего убили Гапона
Гапон читает петицию в собрании пролетариев. Неизвестный художник. Источник: https://ru.wikipedia.org

Слава и смерть

Затем Гапона переправили за границу. В феврале 1905 года Георгий был в Женеве – одном из основных центров российских революционеров. Шум был огромным. О расстреле и Гапоне писали все европейские газеты. На короткий срок священник-революционер приобрел огромную популярность. Он пытался слить революционные партии, но без успеха. От его имени в Женеве собрали очередную конференцию социалистов, националистов-сепаратистов. Правда, объединить их не вышло.

Гапон сдружился с эсерами. Даже на короткое время вступил в их партию, но не сложилось. Гапон, по сути, сам был «самодержцем», не терпел партийной дисциплины, веровал, что станет вождем революции, пытался подчинить партию себе. Писал революционные воззвания, которые печатались эсерами и ввозились в Россию. Деятельно готовился к новому революционному выступлению, подвергал самой жесткой критике самодержавие, видел себя в роли народного вождя. Призывал Николая II отречься от престола и предать себя общенародному суду.

Гапону помогали деньгами различные организации, за книгу воспоминаний «История моей жизни» получил крупную сумму. К озари 1905 г. отношения Гапона с революционными партиями заметно ухудшились. Социал-демократы и эсеры опасались его идеи создать рабочее движение на внепартийной основе. У революционеров уже бывальщины свои вожди, конкурент им не требовался. Тогда бывший священник (Синод лишил его сана священника и духовного статуса) свершил новый крутой поворот. Воспользовавшись амнистией, в ноябре 1905 г. Гапон вернулся в Россию. Снова установил контакты с полицией, прочертил переговоры с Витте. Получил деньги и начал восстанавливать рабочие организации. Гапон должен был вести агитацию против вооруженного бунты и революционных партий, пропагандировать ненасильственные методы. Теперь он выступал за мирные реформы.

Таким образом, Гапон порвал со своей революционной славой и стал на путь противостояния с революционерами. Это было опасно для «пятой колонны». Поэтому Азеф («Азеф. Главный провокатор России и агент Заката») предлагает Рутенбергу от имени ЦК партии ликвидировать Гапона. 28 марта (10 апреля) 1906 года в Озерках эсеры-боевики во главе с Рутенбергом убивают несостоявшегося вождя революции.

Ключ


Несостоявшийся вождь революции. Отчего убили Гапона